Никита Куликов — начинающий журналист, студент МГУ, ведущий ярославских шоу «Локально» и «Наезд, молодой кинокритик. Он рассказал, каково учиться на журфаке МГУ, брать интервью у Антона Долина и стажироваться на Первом канале. Также Никита поделился мнением о современных медиа.
— Сделать можно всё. Я не «упахивался», но много работал на курсах по литературе в Ярославском государственном педагогическом университете им. Ушинского. Выбрал МГУ, потому что рано понял: хочу заниматься журналистикой. Это произошло, когда начал сниматься в ярославском проекте «Локально» и ездить на «Телеспринт». Большая удача, если рано находишь дело, которым тебе нравится заниматься. После сдачи ЕГЭ я осознал: чтобы пройти в МГУ, нужно получить за ДВИ около 90 баллов. За две недели до испытаний взахлеб прочитал учебник Орлова и заучил важнейшие события.
Поступающим могу посоветовать грамотно распределите время на подготовку. Если бы я вернулся на 2-3 года назад — изменил бы отношение к английскому: уделял ему больше внимания. Раньше начал бы готовиться к ДВИ. Также важно практиковаться: прорывайтесь в редакции, выкладывайтесь на 100%, ищите единомышленников, которые в будущем смогут помочь.
Instagram: @coolikovnick
— Что для тебя значит фраза «Дом на Моховой»?
«Дом на Моховой» — название здания, в котором учатся студенты журфака МГУ на Моховой, 9 (прим. автора).
— Когда оказался на журфаке в МГУ, меня тошнило от «ванильности» этой фразы. Многие абитуриенты подписаны на Инстаграмы студентов и следят за факультетской жизнью. Когда попал на Моховую, увидел, как другие первокурсники узнают старшекурсников, разбираются в преподавателях. Мне это было чуждо: обычный универ, обычный корпус. Постепенно я тоже проникся журфаковской атмосферой. Сейчас «Дом на Моховой» стал домом для всех нас, поэтому фраза вызывает тёплые чувства.
— Нужно ли журналисту профильное образование или лучше идти на смежные специальности?
— Думаю, журналисту не нужно специализированное образование. Моя преподавательница по литературе сказала: «Филолог может стать журналистом, а журналист филологом — нет». Например, человек, отучившийся на мехмате, может писать о своей сфере, потому что знает о ней многое. Журфак же дает возможность исследовать себя, пока учишься, и понять желания, найти будущую сферу деятельности.
Для самоопределения существует модульное разделение на третьем курсе: индустриальное и тематическое направления. Первое — это телевидение, радио, а второе — политика, культура, дизайн. Сначала пробуешь, а потом углубляешься в одну сферу. В этом есть определенный смысл. В целом журфак даёт базовое гуманитарное образование, но при этом позволяет основательно изучить литературу.
Для будущего журналиста специализированный факультет — это, прежде всего, связи в профессиональной среде. Яркий пример из жизни: когда начиналась пандемия, мы снимали эпизод доставки из Delivery club. К нам приехала PR-менеджер компании, а я, как корреспондент, на площадке общался именно с ней. Выяснилось, что она тоже училась на журфаке в МГУ. Мы благодаря этому нашли общий язык.
— Если бы не поступил в большой город, как реализовал себя?
— В 11 классе у меня было две концепции развития событий. Одна из них — МГУ, это хороший вариант журналистского образования и возможность найти новые профессиональные контакты, которые пригодятся в будущем. Вторая — поступление в Ярославский педагогический университет на филфак и углубленное изучение языка. Всегда есть возможность реализоваться даже в небольшом городе. Я бы пошел работать на региональный телеканал, например, «Первый Ярославский, где делал бы сюжеты про выставку шуб или фестивали мёда. Мне кажется, в этом и заключается искусство настоящего корреспондента — ежегодно делать сюжеты на повторяющиеся темы, но каждый раз по-разному. Потом поступил бы в магистратуру в Москву и работал корреспондентом на федеральном канале — туда берут только опытных журналистов.
Первые шаги в журналистике
— С чего ты начинал журналистский путь?
— Когда я учился в 7 классе, познакомился с руководителем студии «Медиа Академия». Однажды перед Новым годом он предложил мне поехать на съемки, буквально втолкнул в кадр, сказав: «Снимайся». Тогда я и понял, что это моё.
Всю работу со студией можно сравнить с тем, что делают профессионалы региональных телеканалов. Нас аккредитовывали на многие известные фестивали, например «Пир на Волге», «Доброфест».
Моё упущение в том, что я мало писал. Сейчас пытаюсь это наверстать с помощью Telegram канала и рецензий на фильмы для киноклуба «Нефть».
— Как ты попал на стажировку на Первом канале?
— К нам на пару пришел корреспондент Первого канала — Иван Прозоров. Я сразу решил напроситься на практику, скидывал все свои предыдущие репортажи. Прошло какое-то время, в начале января он написал мне: «Хочешь на практику?». На следующий день я уже поехал в Останкино, где провёл следующие три месяца. Занимался «грязной» работой: ездил на точки, чтобы взять у людей синхроны, говорил операторам, что снимать, иногда выстраивал эпизоды. Стажировка во взрослой команде, в серьезной редакции — огромная ответственность, которая закаляет.
— Насколько мне известно, у тебя было несколько шоу, одно из которых «Наезд». Расскажи, как это происходило?
— Андрей Алексеев (создатель киноклуба «Нефть» — Прим. автора), с которым мы долго работали, пришёл в студию «Медиа Академии» с идеей: киноклубу «Нефть» — пять лет, юбилейный сезон. В это время в Ярославль приедут известные медийные личности, с которыми можно снять видеоинтервью. В этом проекте я задавал провокационные вопросы известным людям — Антону Долину и Артемию Троицкому.
Мне не было страшно, когда я брал интервью у Антона Долина, потому что долго исследовал его деятельность, продумывал вопросы — был готов. Внутреннее состояние интервьюера зависит и от гостя. Например, Антон — «свой», простой человек, хотя и снимался на «Вечернем Урганте. С Троицким немного нервничал: сценарий для него готовил впритык и из-за этого чувствовал неуверенность.
— Ты делал обзоры для киноклуба «Нефть», не было ли ощущения, что критику пишут в основном люди с большим опытом в кино?
— На мой взгляд, это была не критика. То, что мы публично называли «рецензией», я воспринимал как отзыв. Директору «Нефти» важно поддержать молодых ребят, которые хотели смотреть кино и писать о нём. Помимо этого, важно продвигать кино в Ярославле с помощью авторского контента. Это тексты, созданные специально, а не просто рецензии известного кинокритика, которые скопировали и вставили в описание к фильму на нашем сайте.
Про будущее
— На твой взгляд, какой журналистика станет в будущем?
— Телевидение продолжит терять рейтинги и зрителей. Аудитория YouTube будет расти, на площадке появится ещё больше качественных программ с серьезным телевизионным продакшеном. Текстовая журналистика будет развиваться в Telegram каналах. Хотя, на их фоне печатные издания выглядят престижнее. Именно в таком эксклюзивном виде журналы продолжат жить, а массово продаваться не будут. Возможно, познавательно-развлекательная журналистика появится в TikTok. Что касается увеличения цензуры, процитирую Наума Клеймана из интервью Николая Солодникова: «Эта вечность скоро кончится».
— Каким журналистом ты хочешь стать и почему?
— Хотел бы стать журналистом, который освещает культуру в широком смысле слова, а кино — в частном. Рано или поздно, надеюсь, приду к киножурналистике — пока это хобби. Если же не эта сфера, то социальная журналистика: попробую поработать в проекте на подобии «Таких дел».
С Никитой Куликовым беседовала Вера Борисова, «Провинциальный колледж», г. Ярославль