Дебаты, «Что? Где? Когда?», дружба, профессиональная команда — такой работу в «Пяти углах» помнит Лолита Анатольевна Крылова, журналист и преподаватель СПбГУ. Она работала в «Известиях», «Рекламе-Шанс», а в «Адресах Петербурга» и сейчас является заместителем главного редактора. Но начиналось все в 15 лет в родных «Углах».
— Как вы пришли в редакцию? — Однажды мне дали посмотреть «Пять углов» одноклассницы Наташа и Света. Какое-то время я была просто читателем, а потом увидела несколько объявлений в рубрике «Стена». Поняла, что мне нравится коллектив молодежной редакции и я хочу с ним познакомиться. Принесла заметку и тут же попала в гущу событий. В номере обсуждали, причём на невероятно эмоциональном уровне, героев одного сериала, и меня попросили как человека со стороны написать материал об этом. Я все сделала, позже пришла за готовым экземпляром и получила небольшой гонорар.
— Какой была редакция, когда вы в нее пришли?
— Газета состояла из нескольких групп: профессиональные журналисты, юнкоры и активные читатели. Тексты выходили по рубрикам. Считаю, что одна из них, «Стена», стала предвестником социальных сетей. Это был интерактив для постоянных подписчиков — небольшие объявления, письма, заметки. Редакция могла объявить тему и обсуждать ее с детьми, публикуя постепенно их ответы. Рубрика «Шанс» состояла из школьных новостей, «Скулеж» из аналитических материалов, а в «Разговоре на уровне F» печатали фантастические рассказы.
— Получается, «ПУ» было большим сообществом. Как все взаимодействовали друг с другом?
— Ребята приходили на назначенные планерки несколько раз в неделю. У каждой рубрики была своя группа, состоящая из юнкоров и взрослого, ведущего этот раздел. Например, за «Шанс» и «Скулеж» отвечала Наталья Владимировна Шкуренок. Она задавала тему о школе, допустим, как обстоят дела в столовой. И мы писали об этом заметки. Иногда дети сами предлагали идеи. Бывало, инициатива ограничивалась одним текстом, бывало, запускался целый тематический блок, и об этом начинали писать все. Школьники готовили тексты, а команда журналистов очень тонко и грамотно поправляла их: превращала детские каракули в хорошие работы.
— Какие традиции были в редакции?
— Раньше 14 февраля существовал в календаре как незаметный и непопулярный праздник, и его не принято было отмечать. А наши мальчики однажды принесли в редакцию огромный плакат, в центре которого был нарисован пацифик в сердце. Все написали дружеские признания в любви. Так я первый раз отпраздновала День святого Валентина.
Когда появился сайт с чатом для читателей, распространились дебаты. Наверное, таких интеллектуальных словесных споров я нигде больше не встречала. Мой путь в «Что? Где? Когда?» тоже начался в «ПУ». Сейчас я продолжаю эстафету и тренирую команду в клубе «Полярник». Многие журналисты участвуют в «ЧГК», но именно в «Пяти углах» это было неотделимой частью редакции.
Креативное пространство «Полярник»
— Когда появилось чувство «буду журналистом»?
— Примерно через год после регулярного посещения редакции. Сначала это было так: «ой, как интересно, у меня что-то получается». На тот момент я уже попробовала себя в разных жанрах. Мы даже поучаствовали в целой пиар-акции, затеянной моими подругами-юнкорами. Тогда появилась музыкальная группа «Зимовье зверей» с лидером Константином Арбениным. Это был 1996 год. Мы сами пришли в редакцию с идеей о том, чтобы рассказать об артистах. В меру возможностей пытались раскрутить их: брали интервью, придумывали конкурсы по их творчеству, освещали концерты, в том числе квартирники. Так постепенно я втянулась в работу с информацией.
— Помогал ли потом этот опыт в работе в редакциях?
— Не скажу, что помогал. «Помогал» — это небольшое влияние со стороны. А тогда редакция газеты была моей жизнью. Я сначала практиковалась юнкором в «ПУ», а потом стала там работать: участвовала в рекламной кампании издания, вела интеллектуальную рубрику и культурно-публицистическую — «Исторический анекдот», делала фото для публикаций, потом занималась дизайном и версткой. Так что опыт работы в «Пяти углах» не помог, а именно сделал меня начинающим журналистом. В других редакциях я становилась уже специалистом какого-то профиля.
— Какие журналистские «шишки» вы получили в «ПУ»?
— Ошибаться и учиться приходилось везде. Уроки были разные. Но именно «ПУ» стал «соломкой» и не давал позже «больно падать». Принципиальное отличие от других редакций в том, что здесь я нашла единомышленников. И получила огромный пласт информации: как выбирать темы, чем отличаются жанры, как писать, как общаться. И именно в той компании все знания было легко и интересно добывать.
— Прошло много лет. Связаны ли вы сейчас с редакцией?
— Я общаюсь с людьми, которых встретила там. Если так сходу вспомнить, то это Валентин Сидорин, сейчас первый заместитель генерального директора «Российской национальной библиотеки». Михаил Скипский, лучший тренер мира по спортивному «Что? Где? Когда?», телеигрок. Алена Карноухова, руководитель медиацентра «Полярник» в Невском районе. Анна Смолярова — коллега, преподаватель СПбГУ.
Сейчас уже от университета ведем творческо-рабочий диалог с редакцией: иногда отправляем студентов на практику, иногда делаем разовые задания. С удовольствием увеличила бы это общение и всех бы студентов отправила на практику в «Пять углов». Правда, они не все пойдут, но из тех, которые дойдут, — всем пригодится этот опыт.
— Что для вас «Пять углов»?
— Символ взросления и осознанного выбора. Понимание: я могу принять решение, чем заниматься и о чем писать. И главное — ощущение, что меня слышат.
«ПУ» научили, что можно исправлять текст, не испортив его. Редакция старалась найти индивидуальный подход к каждому ребенку и почувствовать то, о чем он хочет сказать. Поэтому текст исправляли всегда так, чтобы смысл не изменялся. Не помню, что у меня были обиды на исправления.
— Какой совет юным журналистам вы можете дать?
— Писать, снимать, публиковаться, общаться с людьми. С одной стороны, занимайтесь сами: ведите блоги, придумывайте контент, определяйте темы, которые вам интересны. Создавайте свое. Это тренирует самодисциплину. С другой стороны, сотрудничайте с редакциями. Там вас научать корректно писать тексты, пользуясь несколькими источниками, задавать нужные вопросы и с разных сторон смотреть на проблемы.
Интервью взяла Анжела Аксенова, СПбГУ, г. Санкт-Петербург