Cодержание
На прошлой неделе внимание всех городских СМИ неожиданно развернулось в сторону Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина. Будущие художники, скульпторы и искусствоведы вместе с преподавателями сперва собрали несколько сотен подписей за отмену выставки, а затем буквально выстроились живой стеной при входе в Научно-исследовательский музей, чтобы не допустить в него «Весну» - творчество бывшей чиновницы Минобороны Евгении Васильевой.
«Весна» все-таки случилась: экспозиция открыта для посещения с 17 марта. И то и дело в соцсетях проскальзывает мысль: «А не было ли это качественным пиаром?».
Мы решили разобраться и дать слово самим участникам протеста. Что заставило их выступить против? Личность или творчество автора? И почему теперь они скрывают свои имена?
«Им в этих стенах не место»
Сложно спорить с тем, что полностью не учитывать личность автора при оценке работ в данном случае сложно: слишком уж одиозна фигура. Тем более, что «творить» супруга бывшего министра Анатолия Сердюкова начала как раз во время расследования ее многомиллиардных хищений.
Сначала душа чиновницы запела - на домашнем аресте она снимала клипы на незатейливые песенки про тапочки и наряды. Потом Васильева читала стихи собственного сочинения суду, который 8 мая 2015 года приговорил ее по делу «Оборонсервиса» к 5 годам за мошенничество. И, невероятно быстро выйдя из «мест не столь отдаленных» (она провела в колонии всего 34 дня), ударилась в живопись, взяв себе короткий псевдоним - EVA.
Говорят, что «талантливый человек талантлив во всем». Стремительному развитию новой карьеры невероятно крупно и ярко проворовавшейся Евгении может позавидовать практически любой творческий деятель. Всего за год она получила сразу три профильных диплома – об окончании факультета искусств в МГУ, Британской высшей школы дизайна и Открытого колледжа искусств в Лондоне. А потом даже сумела – внимание! - стать почетным академиком Российской академии художеств (РАХ).
Этим же вопросом задаются и обитатели Академии художеств.
«Истинное искусство сегодня не в стенах Музея, а в руках студентов»
Однако для многих студентов Академии репутация Васильевой безнадежно блекнет на фоне ее «художественного дарования».
«Главные претензии – к эстетической ценности работ, а точнее – к ее полному отсутствию. Многие студенты, которые очень далеки от политики, лишь пытались защитить свои культурные представления, взгляды в своей профессиональной области и подписывали жалобу именно из-за качества картин художника, - рассказывает С., также подписавший коллективное письмо. – В принципе, так и родился флешмоб, который был запущен студентами и преподавателями из церковной мастерской. На фоне уже готовой к открытию выставки мы сделали несколько десятков фотографий, на которых студенты держали портреты академиков, которые когда-то здесь учились и преподавали. Потом эта акция пришла к своему логическому завершению – инициативная группа постояла с этими же портретами на входе на выставку Васильевой».
Студенты подчеркивают, что это был абсолютно мирный жест: не было выкриков, оскорблений, скандалов. «Мы просто хотели лишний раз показать, что истинное искусство сегодня не в стенах Музея, а в руках студентов».
Но, несмотря на коллективное письмо, флешмоб и общественный резонанс, выставка все-таки открылась. Нужно сказать, что Музейный отдел слепков, который сейчас оккупирован «Весной», традиционно играет важную роль в жизни обитателей Академии. Студенты творческих мастерских часто рисуют гипсы из него, а искусствоведы приходят, чтобы освежить знания об античной истории и мифологии. Сейчас они оказались всего этого лишены: «Между экспонатов, которые были собраны в 18-19 вв., в стены просто вбили гвозди, чтобы повесить, так сказать, ее картины. Такое соседство для нас совершенно неуместно. Мы против».
Вход в Музей для студентов бесплатный, но сейчас ребята стараются вообще не заходить в него, чтобы случайно не повысить статистику посещений выставке, которая «и так получила слишком много внимания».
Это – главный шедевр ?
Кстати, про внимание. Выставки EVA не первый раз вызывают шквал негодования среди художников и критиков. Приведем недавний пример.
Леонардо Да Винчи писал улыбку Джоконды 12 лет, а Васильева, по словам ее близких, может создать несколько картин за один день.
Так что в 2020 году EVA сделала немыслимое: за 2 месяца произвела объем экспонатов, который в декабре занял целых 2 этажа(!) Галереи современного искусства при Госмузее изобразительных искусств Республики Татарстан. На возмущение, критику и протестные заявления профессионального сообщества она тогда не обиделась и ответила, что «тоже не на всякую выставку пойдет». Быть может, такая pr-стратегия – это именно та скрытая «картина маслом», которую действительно можно назвать главным шедевром Васильевой?
А имя Евгении Васильевой сейчас стоит на сайте «Афиша» рядом с Рафаэлем: в Музее академии искусств работает выставка, приуроченная к 500-летию со дня смерти великого художника. Вот на нее можно будет сходить – правда, уже после 25 апреля. Именно тогда закончится эта «Весна».