Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

поступлениеподготовка к ОГЭСПбГУПроекторияинформатикакаталог сочиненийолимпиадыМного платятЛучшее на Стенеличный опытолимпиадаВостребованныеисследованиеКонцертКем быть?ИТМОЕГЭ 2018музыкаВсероссийские открытые урокикем бытьобразованиеподготовка к ЕГЭУчительМинистерство образованияАлые парусакуда поступатьНа практику — в ПУ!Академическая гимназия 56как прошли ЕГЭ-2018всё о поступлении 2019Министр образованияКак сдать ЕГЭрейтингСочинениекнигиДля гуманитариевНовыеШкола 15175 лет ПобедывыставкасоветыКаталог вузовВШЭлайфхакрецензиярейтинг вузовинтервьюопросисториявузыегэ 2017литератураНовый годИгра престоловработавыпускнойгимназия 19 ОрелВУЗканикулыподготовка к ЕГЭшколаИван ТрояновКуда сходитьОГЭлицей 393итоговое сочинениеуниверситетпрофориентацияМГУстудия журналистики Калининского р-наспектакльВПРволонтерствофизикаШкола 2 Березовкаэкзаменфестивальчто посмотретьлицензияЛето в городах РоссиипабликаторкарантинРособрнадзоррусский языккиноэкзаменыувлеченияпутешествиякуда сходить в выходныежурналистикаДевятиклассникамдистанционное обучениеприемная кампанияВыходныесоветы психологаРостов-на-ДонуаккредитацияКаталог профессийОльга Васильева
Шаблоны, снижение баллов и абстрактные направления: учителя русского и литературы об итоговом сочинении

Шаблоны, снижение баллов и абстрактные направления: учителя русского и литературы об итоговом сочинении

Просмотры
977

Совсем скоро выпускники напишут итоговое сочинение, от которого зависит, допустят их к экзаменам или нет. Мы уже успели рассказать вам о направлениях и критериях, о книгах и фильмах, в которых стоит искать аргументы, а также поделились опытом выпускников прошлых лет. Ну а сегодня вместе с учителями литературы и русского языка мы разберемся, как сами педагоги относятся к итоговому сочинению, что думают о шаблонах и на что обратить внимание перед экзаменом. 


В начале учебного года, когда были объявлены направления итогового сочинения, многие отметили, что они стали более абстрактными. Создатели экзамена хотели увидеть размышления учеников, помочь им отойти от шаблонов. Получилось ли это сделать? Екатерина Колеватова, репетитор по русскому языку и литературе, считает, что экзамен практически не изменился: «Да, пожалуй, можно сказать, что направления стали более широкими и абстрактными. Например, в направление «Забвению не подлежит» спокойно может вписаться тема про любое историческое событие, Великую Отечественную войну, а может попасться тема про культурное наследие или историю семьи – практически все, что угодно».

Действительно, мы видим, что направления стали шире, хотя в принципе требования и структура сочинения остались теми же, но повлияло ли это на подготовку к сочинению? Как отмечает Светлана Павловна Кечаева, учитель русского языка и литературы, «переживают обычно те, кто отлично учится, и кому уж точно не стоит переживать. А вот большая часть надеется на русское авось». И никакие абстрактные направления не изменили их подход к подготовке. Ведь зачем волноваться, если есть старые добрые шаблоны сочинения, и никуда от них не денешься, как бы ни старались организаторы. Но так ли они плохи? 

Екатерина Колеватова считает, что шаблоны в сочинении в первую очередь помогают выстроить структуру, а не портят содержание. «У сочинения есть структура, с которой я (да и любой учитель) начинаю подготовку: вот тут должно быть вступление, тут тезис, тут примеры. К сожалению, при всей широте тем, шаблонность никуда не делась. Но в остальном формат сочинения дает возможность свободно размышлять: несмотря на некоторые требования к структуре, ученик может развернуть в сочинении любую мысль. Главное делать это убедительно и по теме. Если мысли ученика помогают ее раскрыть, то ни о каком снижении баллов речи быть не может, — делится Екатерина. — Возможно, я пессимист, но считаю, что полностью уйти от шаблонов нельзя. Да и просто по опыту знаю, что если совсем никакой рамки не давать, то ученик может выдать поток сознания, не содержащий ответа на поставленный вопрос».

Но, к сожалению, у этой медали есть и другая сторона. Мало кто действительно хочет размышлять в сочинении: кто-то боится потерять баллы за слишком вольные выражения мыслей, кому-то просто не хватает знаний, кого-то учителя учат, что от шаблона отходить нельзя. Вот и получается, что практически все пишут одно и то же. Строго, понятно, все как по методичке. 

«Сочинение в данной форме только добавляет хлопот словесникам. Порой мы читаем такую откровенную, простите, чушь. Да к тому же по 15 раз практически одно и то же. Во время проверки сочинений (не первый год являюсь экспертом) учителя и смеются, и рыдают над работами наших детей, — делится опытом Светлана Павловна Кечаева. — Реальная картина очень печальна: пишут то, что заставил выучить учитель или пересказывают то, что прочитали накануне сочинения. Некоторые вспоминают «Муму», а иногда доходит и до «Колобка». От шаблонности могут уйти только думающие, много читающие, пишущие именно свои мысли, а не интернета. Большая часть даже не заморачивается переделать текст лекций или шаблон работ, данных учителем. Не стоит бояться выражать свои мысли, лишь бы они были в рамках морали и этики. Баллы снижают за откровенную чушь, даже если она по шаблону, а за нестандартное сочинение с аргументами и рассуждениями, лично я, всегда только за».

Так зачем же вообще тогда нужно это итоговое сочинение? Помогает ли оно увидеть реальную картину знаний подростков, их умение размышлять и выстраивать аргументы?
А сочинение нужно для того, чтобы наработать навыки развернуто и аргументированно отвечать на поставленные вопросы, уметь свободно апеллировать к литературным источникам или жизненному опыту. «В целом, я считаю, что сочинение помогает увидеть навыки учеников в этой области, — говорит Екатерина Колеватова. — Конечно, можно было бы немного изменить формат сочинения, чтобы сделать его более полезным. Наверно, я бы пошла по пути не расширения и абстракции, а наоборот, сужения направлений и увеличения их количества. Так ученики могли бы выбрать, что им интересно, и готовиться по конкретным узким направлениям. Охватить все невозможно, лучше углубиться и как следует разобраться в двух-трех темах». В этом вопросе мнения педагогов разделились, Светлана Павловна считает, что было бы лучше оставить это сочинение только для тех детей, кто поступает в гуманитарные вузы, чтобы избавить педагогов и учеников от дополнительной нагрузки.

Напоследок учителя посоветовали, конечно, не волноваться. Это сочинение ничего не решает в жизни. Спокойствие на экзамене и хороший сон накануне  это уже 50% успеха, как бы банально ни звучало. Перед экзаменом стоит пробежаться по спискам произведений, которые могут быть аргументами в разных направлениях, повторить имена главных героев, может быть, перечитать короткие рассказы. И верить, что всё получится! Ну и, конечно, читать, читать и читать. Не бояться рассуждать, а не просто пересказывать. Эти навыки вам пригодятся не только в итоговом сочинении, но и в дальнейшей жизни. 

 

 

 




Гость
Если честно, за два месяца до егэ вообще никаких сил нет на подготовку еще и к сочинению. Тут дай бог по шаблону написать, получить зачет и забыть об этом, что уж говорить про какие-то размышления)) Тип зачем заморачиваться, если можно не заморачиваться
14 апреля 2021
Ответить
Ответить
Комментировать

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое