Образование с каждым годом расширяет свои границы - создаются новые курсы на любой вкус, занятия в школах и университетах переходят в онлайн, проводятся уроки и пары по видеоиграм. Со всех сторон мы слышим много разных советов о том, как нам улучшить процесс обучения, но вот только не все лайфхаки проходят проверку.
Отдел мониторинга мировых образовательных практик Академии Минпросвещения выяснил, какие методы уже давно не работают в обучении, в чем заблуждаются студенты и школьники и почему стоит перестать верить многим образовательным приемам. В обзоре Академия приводит данные международных исследований и мнения зарубежных ученых, которые доказали, почему следующие пять антиприемов не повлияют на обучение и ваши результаты.
1 антиприем. Музыка улучшает восприятие
Вы наверняка не раз слышали тезис о том, что фоновая музыка помогает воспринимать информацию. Многие делают домашнее задание или готовятся к экзаменам под любимые треки. Но вот вопрос: мешает ли это учебе? Университет Евле совместно с университетами Ланкашира и Ланкастера провели исследование, которое показало, что некоторая музыка значительно снижает способность к усвоению материала. Шведско-британское анализ доказал, что песни с насыщенными звуками негативно влияют на выполнение заданий, особенно, если они связаны с написанием текста.
Ученые отметили, что не имеет никакого значения, вызывает ли песня положительные эмоции или нет. «Если вам обязательно нужен какой-то фон во время занятий, пусть это лучше будет классическая музыка или, по крайней мере, фоновый звук, который не имеет больших акустических изменений. Но никаких песен», - посоветовал психолог Джон Марш.
2 антиприем. Вера в особенное восприятие информации
По данным опроса, проведенного в США, более 90% людей считает, что каждый человек имеет особенность восприятия информации. Как правило, выделяют три категории: визуал, аудиал и кинестетик. Большинство уверены, что отличительная черта в усвоении информации помогает быстрее и эффективнее справляться с заданиями. Однако в науке нет доказательств того, как связаны успеваемость и восприятие. Разумеется, у многих есть предрасположенность к восприятию материала определенном способом, но это не оказывает значительного воздействие на ваши результаты.
3 антиприем. Мы запоминаем 10% прочитанного и 90% сделанного
Это утверждение лежит в основе пирамиды Дейла, которая получила известность в 20 веке и до сих пор используется в преподавании. Версий пирамиды существует огромное количество, и вы не всегда сможете сопоставить в точности одну с другой.
Впервые она появилась в книге Дейла «Аудиовизуальные методы в обучении», тогда не было никаких цифр, которые бы указывали на эффективность. Их добавили позже, но и тогда не было опубликовано ни одного весомого научного исследования, которое бы подтверждало придуманную иерархию.
4 антиприем. Тренажеры для памяти прокачивают интеллект
Игры для тренировки памяти - распространенный способ улучшить концентрацию, память и даже повысить уровень интеллекта. Но если бы все было так просто. Единственное, чему вы научитесь - быстро проходить игру. Результаты исследования Медицинской школы Перельмана при Пенсильванском университете показали, если использовать тренажер для мозга 30 минут в день в течение 10 недель или играть в видеоигры, то результат от обоих видов деятельности будет незначительным.
5 антиприем. Умная мысль - первая
Как часто нам говорили - давайте тот ответ, который первым придет вам в голову. Но ученые утверждают совсем иначе. Прежде чем отвечать, полезно будет несколько секунд подумать. Американский исследователь Мэри Бадд Роу придумал термин «время ожидания», это значит, что вы должны выдержать период молчания между вопросом учителя и вашим ответом. Оптимальная длительность ожидания - 3 секунды. По данным исследований, чем больше время ожидания, тем выше вероятность правильности и полноты ответов.
Больше обзоров образовательных практик и новостей читайте на сайте Академии Минпросвещения.