В некоторых российских школах ученики изучают не только русский, но и язык своего региона. Я из Республики Коми, где в младших классах все учат коми язык. Правда, мы делали это достаточно поверхностно. Позже мне стало интересно: как в других школах ребята изучают язык своего народа, например, татарский? Об этом рассказал Алмаз Ибатуллин, который приехал учиться в Санкт-Петербург из Казани. Там, кстати, язык республики носит статус государственного.
Несмотря на это, по словам Алмаза, никто не обязан знать татарский или общаться на нем. Сейчас языком владеет все меньше людей, а молодое поколение иногда говорит только на русском. И это, несмотря на то, что в школах татарский преподают.
— Еще недавно изучение языка республики было обязательным для всех школьников, я учил татарский все 11 лет, но сейчас занятия стали добровольными. Против обязательных уроков выступали семьи, для которых татарский не является родным. Думаю, со временем это изменение может привести к забвению языка, как уже бывало в истории России, — объяснил Алмаз.
Я поинтересовалась, как проходили уроки татарского языка. Юноша объяснил, что они практически не отличались от других занятий. Никакого креатива не было, иногда ученики скучали: давали много академических правил, которые редко применяют в обычной речи. Алмазу было легко осваивать родной язык: молодой человек учился в татарской гимназии. А вот русским детям приходится сложнее, поэтому для них часто организуют группы, в которых дают более простые задания.
Любой язык формируется под влиянием разных исторических событий, поэтому я спросила у Алмаза, изучали ли гимназисты историю Татарстана?
— Нам рассказывали о самых важных периодах в жизни Казани и Татарстана, но в рамках основной программы по истории России. Нельзя сказать, что мы много времени уделяли развитию республики. Зато большую роль играет татарская литература, ей мы посвящали много времени. Особое внимание уделяется жизни и творчеству Габдуллы Тукая, Ахмеда Файзи, Мажита Гафури, Абдуллы Алиша и Мусы Джалиля. Мои любимые авторы — поэт Тукай и драматург Камал. Я даже играл в школьном спектакле, поставленном по его пьесе «Беренче театр» («Первое представление»).
— Еще одно мероприятие, которое проводят в школе уже несколько лет, — марафон «Дружба народов». Ученики старших классов жеребьевкой выбирают разные народы и готовят рассказ об их культуре, быте, традициях. Начинается марафон со знакомства с выдающимися представителями этноса, а заканчивается — дегустацией национальных угощений. Их ребята готовят сами, родители лишь немного помогают. Еще бывают языковые конкурсы: например, нужно соединить слово на родном языке с русским аналогом, — рассказал Алмаз.
Все языки народов России имеют общие черты, но при этом лексические и фонетические особенности, звучание и ритм различаются. Каждый язык уникален, не похож на другой. Уроки и мероприятия, о которых рассказал Алмаз, — это хорошо, но достаточно ли для сохранения языков?