Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

профориентацияфизикаэкзаменЕГЭ 2018СПбГУлайфхакКак сдать ЕГЭШкола 2 БерезовкаДевятиклассникамМинистерство образованияНа практику — в ПУ!русский языкопросвыставкашколаЛето в городах Россииэкзаменыувлечениядистанционное обучениеМинистр образованияегэ 2017Ростов-на-ДонуДля гуманитариевСочинениекиноВыходныеРособрнадзорподготовка к ЕГЭприемная кампанияМГУкуда поступатьВсероссийские открытые урокиШкола 151ВостребованныеИван Трояновисториястудия журналистики Калининского р-наВУЗ75 лет ПобедыКаталог вузовКуда сходитьОльга Васильеваисследованиеуниверситетитоговое сочинениекнигисоветысоветы психологагимназия 19 ОрелрейтингрецензияИТМОспектакльлицензияМного платяткарантинпутешествиялицей 393образованиемузыкавсё о поступлении 2019вузыКем быть?как прошли ЕГЭ-2018интервьюинформатикаНовыеКонцертАкадемическая гимназия 56рейтинг вузоваккредитацияПроекторияжурналистикачто посмотретьКаталог профессийкуда сходить в выходныеволонтерствовыпускнойлитературапоступлениеличный опытВШЭпабликаторНовый годкем бытьВПРолимпиадыработаподготовка к ОГЭЛучшее на СтенеИгра престоловканикулыподготовка к ЕГЭАлые парусаолимпиадаОГЭУчителькаталог сочиненийфестиваль
Мотив преступления или почему школьные новости стали все чаще напоминать фронтовые сводки

Мотив преступления или почему школьные новости стали все чаще напоминать фронтовые сводки

Просмотры
1265

Можешь не читать, но покажи родителям!


Прошла неделя с того момента того, как в Казани девятнадцатилетний  молодой человек заявился с ружьем в школу,  где  когда-то учился,  и начал стрелять...

Это событие мгновенно попало на первые полосы газет и  сайтов, волной возмущения и сочувствий прокатилось по интернету, заставило нас повернуться к школьной теме  и задаться вопросом -  так что же с  нами происходит?  Потому что новости из области просвещенного образования все больше напоминают фронтовые сводки - то мы узнаем о керченском стрелке, то  о зарубившем свою семью топором подростке из Екатеринбурга, а теперь вот -  отчисленный из колледжа студент, который вдруг  «ощутил себя Богом» и пошел в школу, где когда-то учился, отомстить  за прошлые обиды совершенно незнакомым  ребятам.

История, конечно,  дикая и резонансная, но  как  «из ряда вон выходящая» уже не воспринимается и для большей части  родителей она  прежде всего - как сигнал  о  потенциальной  опасности,  еще одна  тревожная тема: «У вас еще не стреляют?...». А всякие заявления начальников  и обещания типа «рассмотреть и принять в ближайшем чтении»  почему-то  особого оптимизма  не вызывают. Может потому, что  уже не раз их слышали? И единственное отличие новой трагедии от предыдущих - это число жертв и диагноз несостоявшегося бога - «заболевание мозга». То есть с медицинской точки зрения, нам, родителям вроде бы, все ясно, но  остаются некоторые вопросы, например:  а вот это «заболевание мозга» -  болезнь не заразная, в эпидемию не превратится? 

 И вообще -  все эти прискорбные случаи и «трагические стечения обстоятельств» разве не оценивают обстановку в некоторых, или, извините  за бестактность,  многих наших школах?  Не отражают уровень  воспитательной работы в целом и взаимоотношений  между детьми  и взрослыми - в частности?  

Для тех, кто со всеми этими проблемами не сталкивался, поясню мысль. Хорошо,  конечно, что Следственный комитет во главе с самим председателем ищет конкретный мотив  преступления.  Найдет, наверное! Но  симптомы опасного заболевания и его предпосылки  уже многим из нас и так давно  очевидны,   потому что жестокость и буллинг  стали в нашей жизни заметным явлением. 

Между прочим, и того паренька с топором из Екатеринбурга долгое время травили одноклассники. Из-за постоянных издевательств он вообще не хотел ходить в школу и не раз говорил об этом родителям, но взрослые не слышали или, точнее - не хотели слышать!  

И у казанского стрелка тоже были настолько  сложные отношения с учениками, что спустя годы он пришел мстить именно в восьмой класс.  Разумеется - мы столкнулись с поступком  больного человека, но ведь четыре года назад рядом с ним были и учителя, и родители, и никто не обратил внимание на конфликты и странное поведение?

И вот сейчас внимание обратили - и на липовые справки, и на  продажу  оружия,  и на охрану учебных заведений – то есть разложили все по полочкам и каждому ведомству дали, как сестре -  «по серьге», а кому-то  дадут и «по шапке». Что ж, будем надеяться, с новыми  законами и инструкциями «стволы» купить будет сложнее, и медосмотры  начнут проводить люди более ответственные,  и вахтеров в школах и садиках заменят ЧОПовцы или полиция.  

Но в самой-то школе что, кроме табличек с названием министерства, изменится? 
Может быть, классы станут не по 30-40 человек, а по 10-15, как в соседней Финляндии?  Или молодым  учителям, особенно  вдали от столиц,  повысят зарплаты,  избавят всех от безумной отчетности, которая большей частью никем вообще не анализируется, а просто служит  обоснованием чиновничьих должностей?

Может  выпускники педагогических вузов, получив диплом, не будут искать  рабочее место « на стороне», а станут гордиться своей работой,  беседовать с детьми, поддерживать их,  и тогда не нужно будет создавать «бригады высокооплачиваемых и квалифицированных психологов» (очередная депутатская фантазия  накануне перевыборов народных избранников)  или привлекать к воспитательному процессу   Росгвардию? 

И еще одна  крамольная мысль – а что если  дело не в охранниках, справках, злополучном ЕГЭ и даже не в учительских зарплатах... а в нас самих?

Например, в том, что  подростки с недавних пор стали  доверять взрослым, старшему поколению меньше, чем сверстникам? А ведь доверие, между прочим  - основа воспитания. Без него - ни передачи традиций и духовных ценностей, ни  связи поколений, ни скреп. Без него начинается тот процесс, который сейчас в очень цивилизованной Европе именуют «войной поколений». Между прочим, опасность и последствия  этой социальной эпидемии отметил еще Шекспир, помните его  гениальное «Распалась связь времен...» ( перевод Б. Пастернака)?  

Вот только пятьсот лет назад у великого драматурга речь шла о  трагедии на уровне королевских династий и «небожителях», а сегодня эта невидимая, но вполне ощутимая и  важная связь слабеет в семьях, на уровне поколений. Этот распад  связей незаметнее, зато куда масштабнее и опасней!

Ну, а что  касается доверия, то оно или есть, или его нет – тут в каждой семье на вопрос ответят по-своему, но мы воспользуемся  вполне объективными данными, которые  опубликовали полгода назад социологи Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.  Они  провели исследование  как раз по интересующей нас теме - отношение подростков к старшему поколению. И убедительно доказали: младшее  стало меньше доверять старшему.

Почему -  разговор отдельный, но сейчас приведу только одну выдержку  из  презентации доклада.  Респондентов в возрасте от 10 до 17 лет попросили ответить на вопрос:  «К кому бы вы обратились в трудную минуту?». Так вот,  2400 подростков на первое место поставили друзей и только на второе - родителей! А вот учителя (а это все же главная фигура в школе)  в рейтинге  доверия заняли последнее место. К ним обратились бы  1% опрошенных!   Но еще тревожнее другая  цифра:

19% ответили – в трудную минуту
ИМ ОБРАТИТЬСЯ  НЕ К КОМУ!


( Справка  редакции: в 2002 году по данным  НИИКСИ СПбГУ в Петербурге 12 % опрошенных школьников считали, что учителя оказали на них значительное влияние. В 2014 году - только 9%. Среди московских школьников положительное влияние отметили только 5%).

Теперь о том. как все эти цифры связаны с реальной жизнью?». Только один факт:  сегодня наша страна - лидер среди других европейских по количеству детских суицидов на 100 тысяч населения? И, кстати,, более половины из них выпадает как раз на месяц май!

Так что, если говорить в общем и целом, то ситуация, думаю, очевидная. Особенно для нашего старейшего детского издания, которое еще 7 лет назад провело в интернете и на улицах города опрос почти на ту же самую тему, с такой же выборкой и главное – почти такими же результатами (см. номер «ПУ» за январь 2015 года), и выводом – сверстникам подростки стали доверять больше, чем родителям. После этого в редакции попытались найти цифрам логическое объяснение, прояснить сам мотив, и попросили студентов-практикантов  задать подросткам еще один дополнительный вопрос – а почему ребята стали меньше доверять взрослым, меньше общаться, разговаривать?

В ОТВЕТ ОДНИ ССЫЛАЛИСЬ НА ЗАНЯТОСТЬ, ДРУГИЕ - ПРОСТО ПОЖИМАЛИ ПЛЕЧАМИ, А ТРЕТЬИ ЗАДАВАЛИ ВСТРЕЧНЫЙ ВОПРОС: «А О ЧЕМ С НИМИ ГОВОРИТЬ?»…

Р.S. Прошла еще неделя и новое «ЧП» - в городке Березняки Пермского края 16-летний лицеист напал  с ножом на 74-летнюю учительницу. 



Сергей Грачев,

 руководитель проекта «Пять углов»,

заслуженный работник культуры РФ.

 








Гость
Добрый день! А можно поточнее узнать параметры доклада, на который ссылается автор? ВОТ это - социологи Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Они провели исследование как раз по интересующей нас теме - отношение подростков к старшему поколению.
27 мая 2021
Ответить
Ответить
Добрый день! Ссылка на источник: https://www.kommersant.ru/doc/4614621
28 мая 2021
Комментировать

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
По вашему запросу ничего не найдено