«Я начала заниматься спортом с трёх лет. Решение заняться художественной гимнастикой за меня приняли родители»
- Когда ты была ребёнком, тебе нравилась гимнастика?
-Нет, как и любой другой вид спорта для ребёнка это очень тяжело. Лет до 12, когда меня начали отправлять на сборы я не хотела заниматься спортом.Первый раз меня отправили на сборы, когда мне было пять лет. Сборы – это лагерь на три недели, где вы тренируетесь. Без родителей мне было тяжело, потому что всегда есть тренер, который постоянно на тебя орёт, вы просыпаетесь в 7 утра на тренировку, потом завтрак и снова тренировка.Вы много бегаете, растягиваетесь.И нет ничего, чтобы могло тебя развеселить, никаких развлечений, кроме одной дискотеки, на которой у тебя и сил-то нет.
И тут проблема в том, что в раннем возрасте ты не понимаешь зачем тебе это. А родители хотят сделать из своего ребёнка чемпиона и доверяют полностью тренеру, поэтому закрывают глаза на грубость с его стороны.
Либо это бывшие спортсмены, которые пытаются дальше реализовываться через своё чадо, и им все равно тяжело ребёнку или нет, потому что они считают, что все спортсмены справляются с этим и ты справишься, но какой ценной неважно.
-Отношение тренеров жесткое к детям особенно до 14-15 лет. Ярко мне запомнились моменты, как меня растягивали. Ты сидишь маленький, на тебя всем весом садится тренер, и ты кричишь от боли, словно тебя убивают, но всем все равно.
Тренеру все равно на твоё психологическое и физическое состояние, они думают только о том, как сделать из тебя чемпиона, если, конечно, он захочет сделать победителем именно тебя, потому что каждый тренер выделяет для себя самых способных и работает больше на них, а на остальных ему все равно.
- Ты говорила, что у тебя расстройство пищевого поведения, у тебя была анорексия?
-Да, у меня была анорексия и булимия из-за спорта. Гимнастка никогда не бывает в подходящей весовой категории, тебе всегда говорят «худей». Помню, как тренер выстраивал нас перед зеркалом и говорил: «Посмотрите на себя, жирные коровы!», мы каждую неделю писали свой вес на листочках и обещали похудеть на 5-10 килограмм к следующей неделе и расписывались. Конечно, мало кому это удавалось, потому что мы уже тогда при росте 164 сантиметров весили 45 килограмм. И самое страшное, что это происходило в самый сложный возраст подростка 13-14 лет, когда твоя психика максимально неустойчива.
И это отражается на твоей дальнейшей жизни. Мне 18, но я до сих пор, когда смотря на себя в зеркало, считаю, что мне нужно похудеть, хотя в глубине души я понимаю, что я не полная.
-Любой тренер – это бывший спортсмен, которого воспитывали точно также и он лишь повторяет ролевую модель, которую в него заложили.Да, возможно, он понимает, что это сложно, но он ведь справился, а как по-другому?
- А какие у тебя были отношения с девочками в коллективе?
-Такие же сложные, как и с тренером. Ты не получаешь поддержки ни от кого. Тренер никогда тебя не похвалит, потому что думает, что только критикой он может тебя замотивировать работать больше, а девочки из сборной не воспринимают тебя как подругу, потому что вы соперницы.
Я не помню сколько мне тогда исполнилось, но я была ещё ребёнком. Я пришла на тренировку в день своего рождения, все знали об этом, но поздравила меня только одна девочка и то так, чтобы остальные не узнали, она отвела меня в сторону. Часто из-за соперничества девочки резали друг другу купальники, прятали их, портили спортивный инвентарь. Поэтому у меня до сих пор из спорта есть только одна подруга, с которой я ещё хорошо общаюсь, а так отношения в коллективе были такими же нездоровыми, как и с тренером.
- Родители не видели, как тебе плохо?
-Как я и говорила, родители хотят вырастить из тебя олимпийского чемпиона и для них норма страдать ради этого, путь тернист…
- Я думаю это ещё одни проблемы, которые образовались из-за психологического давления. Я понимаю, что существуют много причин из-за которых, мне стоило бы уже давно уйти, хотя бы из-за здоровье. Я недавно на сборах сильно повредила спину и из-за этого на меня накричал тренер и сказал «не можешь – уходи». И я пряталась от нее, даже спала в травмпункте… Но все равно я не могу без этих ярких ощущений от побед и боли после тренировок. Это можно сравнить с абьюзными отношениями, когда ты понимаешь, что нужно прекратить, но как жить иначе не представляешь. В спорте есть и свои плюсы, теперь я более вынослива к стрессовым ситуациям.
-Какое первое воспоминание появляется в твоей голове, когда тебя просят рассказать о гимнастике?
-Их два, и они противоположны друг другу. Сначала это яркие красочные номера, радость от побед, а потом мои болячки, особенно расстройство пищевого поведения, у меня до сих пор проблемы с питанием. Я думаю, нужно потратить много времени, чтобы справиться со всем багажом плохих последствий от спорта, как психологических, так и физических.
- На самом деле, я бы посоветовала тренерам заботиться о психологическом и физическом состоянии детей. Сделать из ребёнка чемпиона шанс один на миллион, а сломать его очень легко, поэтому многие и не выдерживают.