22 мая в Роттердаме состоялся финал Евровидения-2021. Год назад из-за пандемии песенный конкурс был отменен – впервые за свою 65-летнюю историю. Несмотря на ковидные ограничения, этой весной Нидерланды наконец приняли исполнителей из 39 стран.
Сюрпризы Роттердама
Голландский финал выделился неожиданным списком триумфаторов.
Италия выиграла Евровидение в третий раз за все время существования конкурса и впервые – с 1990 года. Ни один из участников рок-группы Måneskin на момент прошлой победы своей страны еще не родился. После объявления результатов потрясенные музыканты из Италии смогли произнести лишь слова благодарности и фразу «Рок-н-ролл никогда не умрет».
Необычным финал в Роттердаме стал и потому, что в ТОП-6 попали сразу четыре группы: Måneskin (Италия), Daði og Gagnamagnið (Исландия), Go_A (Украина) и Blind Channel (Финляндия). Это исключение для конкурса, в котором фаворитами чаще становятся сольные исполнители, а музыкальные коллективы не претендуют даже на первую половину итоговой таблицы.
Традиционно негласным правилом Евровидения считается и то, что успеха на нем добиваются англоязычные композиции. Но в этом году в ТОП-9 вошло пять песен на национальных языках: от России, Украины, Швейцарии, Франции и Италии. Страны-участницы все больше отходят от общеевропейских музыкальных традиций и стремятся представить зрителям самобытные номера.
Так выглядел ТОП-10 Евровидения-2021:
1. Италия. Måneskin – Zitti E Buoni
2. Франция. Barbara Pravi – Voilà
3. Швейцария. Gjon's Tears – Tout l'Univers
4. Исландия. Daði og Gagnamagnið – 10 Years
5. Украина. Go_A – Shum
6. Финляндия. Blind Channel – Dark Side
7. Мальта. Destiny – Je Me Casse
8. Литва. The Roop – Discoteque
9. Россия. Manizha – Russian Woman
10. Греция. Stefania – Last Dance
Продиктовано пандемией
Противоковидные меры наложили отпечаток на финал конкурса. Все зрители и исполнители сдавали анализы на COVID-19. Арена «Ахой», где выступали конкурсанты, была заполнена лишь на пятую часть: на финале присутствовали 3,5 тысячи человек. Интересно, что после отмены конкурса в 2020 году площадка была временным ковидным госпиталем.
Победитель Евровидения-2019 Дункан Лоуренс не выступил в финале из-за положительного теста на коронавирус – Роттердам лишился традиционного «живого» номера последнего триумфатора конкурса. Однако Лоуренс записал выступление с песнями «Arcade» и «Stars», которое транслировали во время интервал-акта.
Эпатажная Италия и прорыв Манижи: зрители о финале
«Я слежу за Евровидением с 2008 года. Помню многих участников, а некоторые песни слушаю до сих пор. Из-за «насмотренности» я угадал, что победит Италия, а последнее место займет Великобритания. Но в этом году я не могу объективно оценивать конкурс, потому что давно слежу за Манижей и люблю ее творчество. Я надеялся на высокую строчку в рейтинге, но участники были слишком сильные. Мне понравились песни Франции, Швеции, Украины. Манижа осветила социальную проблему и выступила с песней на русском языке, а это вызывает гордость и уважение», – Давид А., г. Ростов-на-Дону.
«В этом году конкурс мне понравился! Круто, что практически половина стран из первой десятки – Украина, Россия, Италия, Франция – пела на своих языках, а не подстраивалась под кого-то. Из запоминающихся и достойных победы песен могу выделить Украину (трек очень интересный по звучанию, как и сам номер), Финляндию (прекрасное звучание), Россию (все супер – от посыла трека до исполнения и харизмы Манижи) и Италию (номер, исполнение, посыл – все идеально).
У Франции и Швейцарии, на мой взгляд, скучны как песни, так и выступления. Кипр – с одинаковыми композициями каждый год. К счастью, право выбора победителя осталось за зрителями и Италия забрала заслуженную награду. Рок-композиция выиграла конкурс, в котором обычно побеждает «попса». Это можно объяснить тем, что люди устали от подобной музыки и хотят чего-то эпатажного, необычного, дерзкого, выходящего за рамки типичных коммерческих хитов», – Мария Б., г. Петрозаводск.
«Я смотрела Евровидение последний раз лет в десять. Этот раз тоже был упущен. Я до самого конца не была знакома с творчеством Манижи. Однако, когда увидела ее выступление, испытала дрожь: настолько многогранная песня о женщинах. Горжусь тем, что Россия вошла в десятку», – Алена Б., г. Москва.
«Я изначально болела за группу, которая победила, потому что у них интересная подача, а я люблю рок. Давно его слушала, в какой момент перестала и, когда услышала песню, прониклась: даже появилась ностальгия. Манижа для меня ничем не примечательна. Меня она особо не зацепила, несмотря на то, что я меломанка и слушаю все: от классической музыки до панк-рока», – Настя К., г. Самара.
«Я считаю Манижу достойной и талантливой исполнительницей. Слежу за ней уже давно и, вспоминая клип на песню «Мама», приложение для жертв домашнего насилия, в который раз убеждаюсь, что ее творчество - сильный манифест. Все эти недели я негодовала из-за тех высказываний и оскорблений, которые летели в сторону Манижи. Выступила она блестяще. Возможно, сама композиция не подразумевала демонстрации широких вокальных данных, но номер показался мне продуманным до мелочей, точным и пробирающим до глубины души. Достаточно вспомнить лица женщин, которые поучаствовали во флешмобе, а также большой костюм в начале выступления. Он создан из лоскутков народных костюмов каждой национальности нашей страны! Надо ли ещё о чем-то говорить? Скажу коротко: это выступление – прорыв!» – Елизавета К., г. Санкт-Петербург.
«Когда я увидела выступление Манижи на Евровидении, подумала: «Как же она кайфует от того, что делает». Несколько раз пересмотрела номер: он мне безумно понравился. Потом зашла в комментарии к выступлению и удивилась, какими злыми люди могут быть, какой негатив они могут нести. А ведь Манижа так старалась, так готовилась к этому!
Парень из Швейцарии тоже был классный, а вот песню итальянцев, которые победили, я немножко не поняла. Может, потому что мне рок-н-ролл не нравится», – Маргарита С., Оренбургская область.
То, что случилось в Роттердаме – уже история. Дальше нас ждет Евровидение-2022 в Италии.
Рассказывает Гульнара Багданова, МАОУ «Гимназия №115», г. Уфа