Как бы ни хотелось утверждать обратное: чтобы поступить в университет, недостаточно сдать ЕГЭ. Помочь будущему студенту может не только балл на сайте РЦОИ, но и само обучение в школе.
Зачем туда ходить? До девятого класса я даже не задумывалась об этом. Новые знания, кружки, секции — школьная жизнь вовлекала разнообразием и занятостью. Но десятый класс готовил сюрпризы.
За средним общим образованием люди, как правило, идут осознанно, чтобы потом получить «вышку» или отправится в колледж на основании 11 классов. В старшей школе ждут иные отношение, подача материала и объем домашней работы.
При этом человек сам организует досуг: либо готовится к экзаменам, либо надеется на магический «авось».
Школа как социальный институт, где люди получают знания, обесценивается. Репетиторы, онлайн-школы, курсы больше направлены на подготовку к ЕГЭ, в какой-то степени они заменяют обычные уроки. А одиннадцатиклассник устает, причем достаточно сильно: никто не может учиться в режиме 24/7.
И вот тогда приходится выбирать. Либо ранним утром торопишься в метро, чтобы успеть к первому уроку, а после полного школьного дня сил уже ни на что не хватает, либо честно просыпаешь первые две математики (а иногда и следующую за ними историю) и подъезжаешь к началу профильных уроков, но зато во второй половине суток появляется желание что-то сделать или выучить.
Скажу честно, выбор был очевиден. Я со спокойной душой пожертвовала знанием математики, естествознания и других «непрофильных» предметов. Спойлер: так делать не стоило, и вот почему.
Трудности выбора
В 10–11 классе ученик определяется, какие предметы будет сдавать. Но что, если этот выбор поменяется за полгода до самого экзамена?
Если вы не занимались предметом на должном уровне, эта новость не обрадует учителей-предметников. Даже без учета их мнения — подготовиться на необходимые для бюджета баллы за полгода при таких условиях почти невозможно. Чтобы не пытаться вызубрить программу в ускоренном темпе, изучайте ее понемногу в отведенное для этого время.
Сборная солянка
С экзаменами уже определились. Со спокойной душой откинули лишнее. Но при подготовке к ЕГЭ пригодится знание непрофильных дисциплин. Например, в заданиях по биологии присутствуют специфические элементы истории: авторы КИМов вставляют вопросы про знаменитых ученых и их открытия, темы развития науки.
Связь гуманитарных предметов подтверждается и в критериях экзамена, и в заданиях прошлых лет: на ЕГЭ по истории в 2021 спрашивали про лауреатов Нобелевской премии по литературе; на РЕШУ ЕГЭ предлагали соотнести писателей прошлого с их произведениями; на экзамене по обществознанию примеры из мирового экономического, юридического опыта и литературы нужны для мини-сочинения, также знания в этих сферах требуются для аргументации второй части.
Помощь при поступлении
Знание учебных предметов на школьном уровне пригодится при поступлении. Некоторые вузы помимо ЕГЭ проводят и собственный экзамен — ДВИ. Эссе об определенном историческом периоде и интервью с представителем ушедшей эпохи — вступительные на журфак МГУ — абитуриент не напишет без знания не только русской, но и мировой истории.
С глаз долой, но ненадолго
Будущем студентам не стоит прощаться со школьными знаниями после поступления в университет. Программа некоторых вузов подразумевает изучение «общих» предметов на первых курсах. Так что, господа гуманитарии, не забрасывайте математику — она еще пригодится, а технарям не стоит надолго забывать про историю.
Даже на не связанных с изучением общественной жизни факультетах в программах заявлены философия, история, иностранный язык, основы безопасности жизнедеятельности и физкультура и другие предметы, которые начинают изучать в школе.
Шутки в сторону! Студентов формально могут отчислить из-pа неаттестации по этим предметам.
Last but not least!
Знания подтверждаются практикой. Учебная программа состоит из теории, но в школе подростки приобретают иные умения: сталкиваются со взрослыми проблемами, общаются, хитрят, бездельничают.
Пытаться удержать хорошие оценки по всем предметам сразу — это вызов. Я каждый триместр брала дополнительные задания по базовой математике, тратила время на элементарные задачи. Не списывала даже на контрольных — знала, что решу сама.
Это был интересный опыт. Друзья из технического класса пытались объяснить, как работать с синусами и косинусами; как решить логарифмы, чтобы получить «циферку» в ответе.
Учиться стоит ради самого процесса. Если ЕГЭ пишется по шаблону, то школьная программа становится способом выйти за эти рамки, переключится, отдохнуть, заставить мозг работать по-другому.
Рефлексирует Нина Дымченко, выпускница 11 класса, г. Москва