Онлайн-школы заполонили интернет, в них и готовят к экзаменам, и помогают освоить всевозможные навыки, начиная от актерского мастерства и заканчивая робототехникой. Интересны ли современным ученикам школьные кружки и секции при наличии онлайн-курсов? Хочется ли им по-прежнему играть на сцене и петь под аккомпанемент фортепиано или они нуждаются в других навыках? Попробуем разобраться.
Более 70% российских школьников ходят в кружки и секции. Об этом заявил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов на заседании правительства, где рассматривались результаты мониторинга системы образования. По словам Ливанова, количество учеников, занимающихся чем-либо вне учебных заведений, составляет 71%, из которых 46% посещают дополнительные занятия непосредственно в школе. Согласно рейтингу ВЦИОМ, первое место среди кружков занимают спортивные секции: их посещает 30% школьников, на втором — танцы (17%), не так много тех, кто интересуется рисованием (7%), пением и музыкой (по 6%), театром и фотографией (по 1%).
Как сообщает газета.ru, в России ежегодно увеличивается потребность в онлайн-образовании. В период пандемии популярность онлайн-курсов выросла в восемь раз. По данным afisha.ru, 41% мальчиков и 51% девочек сказали, что используют интернет для обучения. Это говорит о том, что современные дети видят образовательную пользу всемирной сети. То есть в будущем они смогут использовать интернет при необходимости: при поступлении в вуз и сдаче экзаменов. К самым популярным онлайн-курсам относятся программирование, дизайн, разработка игр, иностранные языки и учебные программы (подготовка к ЕГЭ, ОГЭ, ДВИ).
+ нахождение ученика один на один с учителем или в небольшой группе с виртуальными одноклассниками;
+ изучение материала в любом месте и в любое время:
+ внимание к особенностям ученика;
- стоимость обучения (в отличие от школьных кружков, за онлайн-курсы нужно платить);
- необходимость проверки легальности курсов (в интернете так много онлайн-школ, что не всегда удается удостовериться в их законности).
Мы пообщались с руководителем театральной студии «Зеркало» Людмилой Викторовной Есаевой и узнали ее мнение об онлайн-секциях:
— Я считаю, что онлайн-образование это не только дань моде, но и прогрессивное обучение. Однако, какими бы прекрасными ни были курсы в интернете, живое общение ничем не заменить. К примеру, театр — коллективное искусство, онлайн его никак не изучить, какие-то основы, теорию — можно, но реальную актерскую игру — нет. Для театра зритель — важная составляющая, ведь для него театр и был создан. К сожалению, многие дети не умеют общаться, они могут сидеть рядом и переписываться друг с другом, поэтому сохранить кружки действительно сложно. Для начала школьников надо научить жить без телефонов. В этом состоит главная проблема: необходимы люди, которые будут этим заниматься, а это требует подготовки профессионалов, затрат и времени.
Мы опросили 100 человек в возрасте от 12 до 17 лет и узнали об их предпочтениях. Они разделились на три направления: профессиональные навыки, творческие, психологические или коммуникативные. Поясним.
К профессиональным относятся: финансовая грамотность, кибербезопасность, IT-навыки и профориентация. Опрашиваемые утверждали, что хотят научиться в школе тому, что пригодится в будущей профессии. IT-сфера сегодня популярна, а компьютерная грамотность необходима для повседневной жизни и для карьеры, ведь часто при устройстве на работу требуется «хорошее знание ПК».
К творческим кружкам относятся: актерское искусство, фотокурсы, а также вышивание, кройка и шитье, рисование. Отметим, что те, кто выбирал финансовую грамотность и кибербезопасность, часто отвечали, что хотели бы попробовать себя и в творчестве.
Психологические или коммуникативные кружки говорят сами за себя — ученикам требуются уроки психологии и общения. На вопрос «Какой навык нужен современным школьникам?» подростки отвечали: «тактичность», «коммуникативность», «умение постоять за себя», «самодисциплина», «навык работы в команде». По словам учеников, «было бы здорово получить знания психологии, чтобы их можно было применить на практике как сегодня, так и через десять лет».
Однако не только этим обусловлен такой массовый спрос на «психологические» кружки. Ряд опрошенных учеников, предпочитающих этот вид секций, отметили, что таким образом хотят научиться противостоять буллингу в школе. По данным Рамблера, каждый второй подросток в России сталкивался с травлей в школе. О буллинге со стороны сверстников рассказали 52% опрошенных в возрасте от 10 до 18 лет. Пожалуй, эта статистика объясняет причины таких предпочтений подростков.
Пользоваться компьютером или телефоном удобно, поэтому многие ученики предпочитают онлайн-школы школьным кружкам. Однако это значительно сокращает минуты живого общения. По результатам исследования образовательного центра Maximum Education, 27% школьников проводят в интернете восемь и более часов в день, 18% — в среднем три часа в день, 15% — около пяти часов в день. Так на реальное общение остается совсем немного времени. Каждый сам выбирает, что ему ближе: онлайн-обучение или школьные кружки, но в эпоху цифровизации живое общение становится особенно ценным.