Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
На дистанции
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

профориентациясоветыисследованиекиноканикулыОльга ВасильеваАкадемическая гимназия 56приемная кампанияКаталог вузовфизикаКаталог профессийинформатикаРособрнадзоркнигиподготовка к ЕГЭпутешествияЕГЭ 2018ВПРвузыЧто почитатьрейтинг вузовлицензиясоветы психологаопросМного платятНовый годрусский языклитературааккредитацияАлые парусарейтингИгра престоловНа дистанцииувлеченияКак сдать ЕГЭжурналистикаМинистр образованияЛучшее на Стенеподготовка к ОГЭкарантинэкзаменыМГУДля гуманитариевПроекторияВостребованныеШкола 2 БерезовкаолимпиадашколаСПбГУвыставкаМинистерство образованияспектакльличный опытчто посмотретьРостов-на-Донуработаисторияуниверситетстудия журналистики Калининского р-наВсероссийские открытые урокивыпускнойИТМОлайфхаквсё о поступлении 2019Иван ТрояновКонцертрецензияфестиваль75 лет ПобедыВыходныекаталог сочиненийинтервьюНовыекуда поступатьобразованиеэкзаменЛето в городах Россиикуда сходить в выходныеДевятиклассникамгимназия 19 ОрелШкола 151волонтерствомузыкаолимпиадыУчительотношенияВУЗпабликаторОГЭКуда сходитьподготовка к ЕГЭпоступлениеегэ 2017Сочинениекем бытькак прошли ЕГЭ-2018На практику — в ПУ!итоговое сочинениеВШЭ
«Шкала должна быть гибкой»: что думают подростки о школьных оценках

«Шкала должна быть гибкой»: что думают подростки о школьных оценках

Разбиралась Александра Провоторова, школа №1, г. Белокуриха

Просмотры
273

Привычную нам пятибалльную систему школьных оценок установило Министерство народного просвещения в 1837 году. Отметки выставлялись следующим образом: «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «3» — достаточные; «4» — хорошие; «5» — отличные. За почти два столетия шкала не изменилась, хотя в мае 2020 года «Российская газета» сообщила: школьные оценки не позволяют выделить одаренных ребят. К такому выводу пришли ученые. Они сравнили успеваемость детей из региональных школ и успехи подростков, побывавших в «Сириусе». Итог: у второй группы годовые оценки оказались чуть выше, а вот результаты ОГЭ различались колоссально. Выходит, отметки не отражают реальной картины и не нужны? Разбираемся, как появились школьные оценки и что о них думают подростки. 


Как появились оценки 

Во время школьной реформы Екатерины II, в 1783 году совет учителей принял решение выставлять ученикам определенные оценки, которые отражали поведение, способности и достижения учеников. Отметки варьировались от одного до пяти: «кол» считался неудовлетворительным баллом, а пятерка свидетельствовала об отличных знаниях. Система очень похожа на современный принцип выставления оценок, но есть отличие: сейчас учителя могут сделать пометку «нусв» (не усвоил), которая при подсчете среднего балла приравнивается к нулю. 

Ситуация в мире: как оценивают школьников в других странах 

В Германии введена шестибалльная система, причем шкала обратно пропорциональна российской: немецкая единица — высшая оценка, а шестерка говорит о неудовлетворительной работе. В Дании используют английские буквы: A - отлично, B - очень хорошо, С - хорошо, D - средне, E - удовлетворительно, F - плохо. В Исландии применяют десятибалльную шкалу, где пять — меньшая удовлетворительная оценка, она соразмерна российской «тройке». Двадцатибалльная (неожиданно, правда?) система используется в Бельгии, Ливане и Перу, а стобалльная — в Ираке, Палестине и Коста-Рике.

Мнения подростков: кто «за», а кто «против»

Чтобы выяснить, что современные подростки думают о роли оценок, мы провели опрос, который прошли 100 человек в возрасте от 15 до 18 лет. 67 опрошенных считают, что в оценках нет смысла и они не влияют на заинтересованность ребят в учебе. 89 подростков утверждают, что учителя несправедливы при выставлении баллов. Возможно, поэтому 96 респондентов полагают, что оценка — не показатель знаний, а 54 — не исправляют отметки, считая это бессмысленным. 

Мы обсудили с подростками, насколько их учителя объективны и какие плюсы и минусы есть у оценок. Вот, что школьники рассказали: 

«Я считаю, что отметки нужны, но они не должны играть такую важную роль в окончании школы. Да, баллы — это определенный мотиватор, но зачастую все доводится до абсурда. В стиле “получишь два — будешь дворником”», — Алена Белякова, в 2021 поступает в ВШЭ.

«Нужно оценивать знания учеников, иначе у многих пропадет мотивация к учебе. В то же время важность оценок сильно преувеличена. Нужно понимать это и стремиться заинтересовать детей учебой», — Дарья К., выпускница 2020 года.

«Благодаря оценкам учителя проверяют уровень знаний. Это один из самых простых методов, но не всех оценивают справедливо. Критерии учителей не совпадают. У нас могут за ошибку поставить “3” на одном предмете, “5” — на другом. Это еще раз подтверждает, что оценки субъективны и зависят от отношения учителя. Пятибалльная система самая практичная и полностью меня устраивает. Наши учителя, за исключением нескольких педагогов, справедливы в выставлении оценок», — Арина К., окончила 11 класс. 

«Я считаю, что проблема в использовании оценок в реальности. Шкала должна быть гибкой, а не жесткой. Отметки нужны, потому что требуется хоть какой-то способ проверки знаний, более-менее подходящий всем. Говорить “хорошо”/“плохо” недостаточно», — Артур З., окончил Белокурихинскую школу №1. 

«Дело совсем не в баллах или в самой пятибалльной системе оценивания. Дело в тех, кто преподает и воспитывает. Мне хотелось бы, чтобы в России население положительно относилось к любым оценкам: чтобы люди не так агрессивно реагировали на низкие результаты. Еще важно, чтобы в школах работали молодые учителя, которые будут смотреть на успеваемость и на учеников совсем под другим углом», —  Дарья С., окончила Белокурихинскую школу №2. 

Выходит, что оценивание знаний в школе имеет двоякое значение. С одной стороны, отметки нужны, чтобы следить за прогрессом. С другой, в баллах, которые учителя ставят из личной симпатии (или антипатии), нет смысла. Школьные преподаватели должны быть независимыми, требовательными и справедливыми. Но возможно ли это?



Комментировать

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое