Привычную нам пятибалльную систему школьных оценок установило Министерство народного просвещения в 1837 году. Отметки выставлялись следующим образом: «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «3» — достаточные; «4» — хорошие; «5» — отличные. За почти два столетия шкала не изменилась, хотя в мае 2020 года «Российская газета» сообщила: школьные оценки не позволяют выделить одаренных ребят. К такому выводу пришли ученые. Они сравнили успеваемость детей из региональных школ и успехи подростков, побывавших в «Сириусе». Итог: у второй группы годовые оценки оказались чуть выше, а вот результаты ОГЭ различались колоссально. Выходит, отметки не отражают реальной картины и не нужны? Разбираемся, как появились школьные оценки и что о них думают подростки.
Во время школьной реформы Екатерины II, в 1783 году совет учителей принял решение выставлять ученикам определенные оценки, которые отражали поведение, способности и достижения учеников. Отметки варьировались от одного до пяти: «кол» считался неудовлетворительным баллом, а пятерка свидетельствовала об отличных знаниях. Система очень похожа на современный принцип выставления оценок, но есть отличие: сейчас учителя могут сделать пометку «нусв» (не усвоил), которая при подсчете среднего балла приравнивается к нулю.
В Германии введена шестибалльная система, причем шкала обратно пропорциональна российской: немецкая единица — высшая оценка, а шестерка говорит о неудовлетворительной работе. В Дании используют английские буквы: A - отлично, B - очень хорошо, С - хорошо, D - средне, E - удовлетворительно, F - плохо. В Исландии применяют десятибалльную шкалу, где пять — меньшая удовлетворительная оценка, она соразмерна российской «тройке». Двадцатибалльная (неожиданно, правда?) система используется в Бельгии, Ливане и Перу, а стобалльная — в Ираке, Палестине и Коста-Рике.
Чтобы выяснить, что современные подростки думают о роли оценок, мы провели опрос, который прошли 100 человек в возрасте от 15 до 18 лет. 67 опрошенных считают, что в оценках нет смысла и они не влияют на заинтересованность ребят в учебе. 89 подростков утверждают, что учителя несправедливы при выставлении баллов. Возможно, поэтому 96 респондентов полагают, что оценка — не показатель знаний, а 54 — не исправляют отметки, считая это бессмысленным.
Мы обсудили с подростками, насколько их учителя объективны и какие плюсы и минусы есть у оценок. Вот, что школьники рассказали:
Выходит, что оценивание знаний в школе имеет двоякое значение. С одной стороны, отметки нужны, чтобы следить за прогрессом. С другой, в баллах, которые учителя ставят из личной симпатии (или антипатии), нет смысла. Школьные преподаватели должны быть независимыми, требовательными и справедливыми. Но возможно ли это?