«Готовилась к вступительным в течение всей школьной жизни» — о подготовке, конкурсах и подборе репертуара
Со второго класса я ежегодно выступала на конкурсах чтецов. Чем старше становилась, тем больше осознавала, что выступления станут частью моей жизни. С конкурсов оставалось много отрепетированных и поставленных произведений. В девятом классе уже более осознанно подбирала репертуар. В старшей школе репетировала выбранную программу. Участвовала в конкурсах чтецов в номинации «Художественное чтение» — сначала районный конкурс, далее городской, краевой, всероссийский. Прогоняла программу «на зрителя», чтобы быть уверенной на творческих испытаниях. Больше внимания уделяла отрывкам из прозаических произведений, потому что поэтическими текстами занималась со второго класса.
В седьмом попробовала читать стихотворения не только на русском языке, но и на английском. Сама того не ожидая, дошла до уровня международных конкурсов чтецов, где стала лауреатом первой степени. В программу для поступления помимо русской поэзии, я включила сонеты Шекспира в оригинале и переводе.
В итоге дипломы с конкурсов при поступлении так и не пригодились. Хотя я готовилась — думала, что спросят. Грамоты не решают — решают творческие испытания.
Басни — это вообще отдельная история. В них я играла, представляя себя сначала одним персонажем, потом другим — рассказывала от разных лиц. Сложность была в том, чтобы найти такие басни, которые не зачитаны абитуриентами до дыр. Я выбрала разноплановый материал — показала грани характеров героев и все свои возможности.
Потом я записалась на занятия хореографией. На момент поступления у меня было готово два танца — русский народный и современный. Занималась пластической импровизацией, чтобы можно было продемонстрировать способность существовать в музыке.
Также для поступления я уделяла время вокалу: выбрала несколько песен, которые исполняла без музыкального сопровождения, несколько — под музыку. Потом решила совместить вокал с хореографией, и на одном из туров исполнила русскую народную песню «Калинка-малинка» вместе с танцем.
Абитуриент проходит несколько туров. Сначала — нулевой, это консультация. В репертуаре обязательно должны быть стихотворение, проза, басня. На прослушивании могут спросить вокальный и танцевальный номер. С отборочной консультации отправляют на первый тур или сразу перекидывают на второй, но такое бывает редко. На каждом этапе нужно показывать что-то новое — желательно не повторяться. Одним словом — удивлять. Часто задают вопрос: «Что еще есть?» Экзаменаторы могут спрашивать, пока у поступающего не закончится программа — лучше иметь в запасе хотя бы по четыре стихотворения, прозы и басни.
Туры — это жесткий отбор, в процессе которого «выживают» сильнейшие. Они проходят по одному и тому же принципу: абитуриентов запускают на прослушивание группами по пять или десять человек, каждый исполняет программу. После все выходят из аудитории. Экзаменаторы обсуждают выступления и озвучивают списки тех, кто прошел на следующий этап. Каждый тур сложнее: отбирают лучших из лучших. В некоторых вузах мастера дают дополнительные задания к следующим испытаниям: подготовить стихотворение определенного поэта или отрывок из современной прозы. Могут даже сказать, из какого произведения нужно взять часть. Меня просили подготовить монолог Джульетты, отрывок из поэмы Гомера «Одиссея» и стихотворения Цветаевой.
После отборочных туров сильнейшие попадают на конкурс, и здесь начинается самое интересное. Абитуриенты уже не читают свою программу: сначала преподаватели проводят собеседование, а затем мастер дает различные задания — пластические, вокальные, этюд на определенную тему. На этом этапе происходит окончательный отбор, после которого далеко не все услышат заветные слова: «Вы зачислены на курс».
В нашей профессии абитуриент не может быть уверен, куда он пройдет. Получается, что это не мы выбираем вуз, а вуз выбирает нас. Конечно, у поступающего могут быть предпочтения, как говорится, «мечтать не вредно, вредно не мечтать». Но я поступала с мыслью: «Куда возьмут…» Другая проблема — высокая конкуренция. Могут допустить до конкурса, а потом сказать: «У нас нет бюджетных мест для девочек, но если вы на коммерцию — можем внести вас в списки». К мальчикам относятся по-другому — их меньше. Если они уйдут с курса, то это будет потеря потерь. В большинстве пьес количество мужских ролей превалирует, поэтому они — основа, на которой все держится. К мальчикам не то, чтобы лучше относятся, но их любят, скажу так.
Поступление — это сложно. Страшно, сильно нервничаешь — внутри все сжимается. Нужно расслабиться и творить, не надо в этот момент думать ни о чем.
Вдохновляет, когда мы сидим на паре и смотрим этюды однокурсников. Они выходят на сцену, и видишь: ребята находятся в творчестве. Я смотрю на них, они — на меня. Происходит мощный энергетический обмен. Некоторые идеи рождаются прямо на паре: могу найти новые ходы в своем этюде, например. Я провожу с однокурсниками больше времени, чем дома с родными. Мы вместе что-то придумываем, вместе ходим на обед. Отдыхаем тоже вместе. У нас поющий курс — каждую свободную минуту кто-то играет на фортепиано, на гитаре, барабанах. Полный шум, гам и творческий хаос. Периодически мы устраиваем чаепития, празднуем дни рождения вместе. Отношения на курсе очень теплые. При этом каждый отвечает сам за себя. Никто не обещал, что здесь будет сказочно. Если студент понимает, что нужно что-то сделать — делает все сам, а не ждет помощи от однокурсников. Разумеется, мы друг другу помогаем в общих этюдах, работах. Но внутренний рост никто не отменял.
Какие есть трудности в обучении? Нужно постоянно находиться в состоянии вдохновения, что-то творить, предлагать, и не всегда бывает так, что лежит к этому сердце. Идеи заканчиваются, мыслей нет, потому что везде делишься творческой энергией. Черпать вдохновение можно из художественной литературы и фильмов. Можно и из жизни: бывает, выходишь на улицу, смотришь на природу, и что-то приходит само. Нужно «отключаться» время от времени, а это сложно — в театральном вузе студент должен находиться в постоянном напряжении. Нет времени даже на свои увлечения.
Я учусь на очно-заочном. С однокурсниками все время проводим в театре — у нас только творческие дисциплины. Каждый день с утра до вечера занимаемся: пары актерского мастерства, хореография, вокал, сценические речь и движение. Прихожу домой в десять часов вечера. Сил хватает только на то, чтобы лечь и уснуть. И то перед сном думаю: «Мне еще завтра нужно что-то сделать к паре… А как это придумать?». Даже когда выхожу из театра, мысленно все равно остаюсь там.
Не обошлось без сюрпризов в обучении. Например, балет. Я понимала, что будет фехтование, жонглирование, сценический бой, современная хореография, но не ожидала столкнуться с балетом в уже достаточно взрослом возрасте. Это большая работа: мышечная и моральная, заставляешь себя тянуться. В этом году наш мастер курса неожиданно ввел новый предмет — пантомиму. Она позволяет раскрепоститься и стать пластичнее.
В Перми у нас проходят практические экзамены, а в Москве — теоретические: история культуры и искусств, философия, психология и так далее.
Творческие дисциплины сдаем все вместе, коллективно, это происходит в виде показа. Мы сами задаем его форму — будут это этюды или индивидуальные выступления, например. Сейчас мы занимаемся монологами и диалогами. Сегодня сдавали экзамен, там был раздел «Импровизация». Играли этюды по произведению М. Горького «Мещане», по поставленному спектаклю Товстоногово (1966 год). Мы должны полностью перенять персонажа и отыграть точь-в-точь, при этом уложиться в хронометраж. Следующий этап — сыграть так, как будто это ты в предлагаемых обстоятельствах, на современный лад. В конце — парное выступление. Партнеры не знают, какой отрывок им выпадет, текст высвечивается на экране. Нужно создать ситуацию здесь и сейчас, не сговариваясь.
О вызовах, которые бросает театрКак сказать, мечтаю ли я о славе. Любой актер хочет быть знаменитым. Главное, по Станиславскому: «Любить искусство в себе, а не себя в искусстве». Важно не зазнаваться. Если актер начинает жаждать славы, он умирает как личность: артист играет ради показухи, а не потому, что получает от этого удовольствие и хочет дарить миру что-то действительно настоящее.
Театр ставит много жизненных вызовов. Приходится переступать через себя. Например, ради выполнения этюдов режиссер может поставить перед актером задачу прыгать на стульях через большое расстояние или лазить по высоким инсталляциям. Нервничаешь, волнуешься и боишься убиться. Тренировки занимают кучу времени: нужно заниматься в личное время, ночью. В «Театре-Театре» есть спектакль «Загадочное убийство собаки». В нем актер выполняет сложные элементы, находясь над сценой в подвешенном состоянии. Все вокруг крутится, и он в любом положении должен держать опору, нормально говорить, оставаться спокойным. Даже вверх тормашками. Сразу видно, насколько нужно быть физически подготовленным — как космонавт. Иногда заставляю себя встать на колени ради роли. Здесь нужно отключить собственное «Я», потому что это уже не я, а персонаж. Герой может встать на колени, значит, и актер должен суметь сломать себя. Еще одна проблема — быстро вызвать эмоцию: моментально начать плакать или смеяться. Делать это искренне и честно — отнимает много сил.
О смене имиджа
На первом-втором курсе перемены во внешности не так страшны. Однокурсница покрасила пряди волос в красный цвет. Мастер сказал, что на старших курсах так делать нельзя — все изменения во внешнем виде должны происходить только с его разрешения. Когда меняешь внешность, окружающие воспринимают по-другому