Сегодня в России существует около 45 тысяч детских лагерей для отдыха, некоторые из них, например, «Орленок» и «Артек» дают детям и дополнительное образование. А центры вроде «Сириуса» и вовсе базируются на развитии творческих способностей и самореализации одаренных детей. Мы поговорили с ребятами, которые побывали в таких лагерях, и попросили их поделиться своими впечатлениями.
«Мы ходили в школу, чтобы не отставать от школьной программы. Только обучение это было построено интересным образом: физика, химия, русский и математика проходили в виде обычных уроков по нечетным дням недели, а остальные предметы в виде СОМов по четным дням. СОМ представляет собой занятие по какому-либо предмету в течение 4 часов. За это время мы выполняем различные задания и получаем те же знания, что и на уроке. Например, СОМ по литературе проходил в музее Пушкина, где мы должны были на основе выданных нам материалов составить и провести экскурсию по этому музею, а потом при обсуждении произведений нарисовать к ним иллюстрации.
СОМ по обществознанию был у нас в виде экскурсии по Севастополю: мы останавливались в некоторых интересных местах и обсуждали темы по этому предмету. Такой формат обучения мне понравился: он отличается разнообразием способов подачи материала, и, я думаю, он лучше и эффективней обычных школьных уроков.
Были и дополнительные курсы, из которых можно было выбрать только один. Я ходил учиться играть на гитаре. Это было очень интересно, тем более что я давно хотел хоть что-то понимать в игре на гитаре. За три недели я освоил основные аккорды и выучил одно несложное произведение».
На мой вопрос о том, ради чего можно остаться в «Артеке», Вячеслав перечисляет: познавательные экскурсии, интересные мероприятия, общение и новые знакомства. Но по секрету признается:
«Профильные классы предполагают два года обучения в следующем формате: три дня в неделю учеба на базе школ, с которыми сотрудничает «Сириус», другие три дня — в самом «Сириусе». Первый учебный день, честно говоря, вызвал у меня настоящую истерику, потому что я поняла, что каждый день нужно будет подниматься в 5:40, а домой приходить около семи часов вечера, при этом работать по девять уроков. Сейчас в ретроспективе я понимаю, что это была хорошая подготовка к вузовскому режиму».
На базе образовательного центра, рассказывает мне Таисия, им преподавали химию, математику, астрономию, информатику, физику и биологию. Преподавателя биологии, Алексея Евгеньевича Аникаева, Таисия вспоминает до сих пор:
«С учениками он ставит себя на одном уровне, мастерски совмещает плотную учебу и обилие юмора, отчего на его занятия действительно хочется ходить. Мы никогда не забудем его авторские практические работы вроде имитации фагоцитоза с помощью бусинок и масла.
Мы красили бактерии по Граму, определяли фазы митоза на скорость, изучали плазмолиз, негодовали, почему амилазы в слюне нашего одноклассника не хватало для расщепления крахмала, придумывали аналогии из жизни для объяснения сложных процессов энергетического обмена».
В отличие от обычной школы, говорит она, «Сириус» отличается требовательными и увлеченными своим делом преподавателями. С ними, по словам героини, гораздо интереснее работать. Но были и свои трудности.
«Я неоднократно была в подвешенном состоянии по поводу продолжения обучения в «Сириусе» в связи с состоянием здоровья. Я отдавала учёбе слишком много ресурсов, поэтому в один момент выгорела и не понимала, стоит ли обучение дальнейших жертв. Помимо преподавателей, одна из причин, удержавших меня, — одноклассники. Я была необщительным, замкнутым человеком, но к 11 классу поняла, что эти люди стали мне родными, что я больше не чувствую необходимости прятаться. Мне стало комфортно в их обществе».
Окончив 11 класс, Таисия понимает, что поездка в «Сириус» стоила того: «Несмотря на все проблемы, препятствия, лишения. Это были насыщенные два года, которые я никогда не забуду. Они подарили мне возможность общения с самыми замечательными людьми. Но нужно здраво оценивать свои силы.
Кристина Гоникер попала в «Сириус» случайно, в 11 классе. К подаче заявки ее сподвигла учительница биологии, которая, как и другие преподаватели, заметила в ученице поэтический талант.
Кристина не особо верила в успех: от школы в основном отправляли физиков и математиков. «Новосибирск в принципе город, заточенный на технологии и научные успехи, так что я отправила просто потому, что попросили. Потому что почему бы и нет?».
В это же время на городском конкурсе «Лучший ученик года» она выиграла путёвку в детский лагерь «Океан» и уже там узнала, что прошла в «Сириус»: «Это был шок. Там так красиво! Это ведь не Сибирь, там тепло, даже жарко».
Кристина поступила на смену «поэтической литературы», где посещала лекции по классической и современной литературе, смотрела фильмы про обэриутов, изучала стихотворения Льва Лосева и Иосифа Бродского.
Этот факт перевернул мой мир: музыка, которая нас окружает, и тем более рэп это не просто слова ради слов, это действительно новая поэзия. И мне нравилось, что мы рассматриваем ее в игровой форме, как будто я приобрела какой-то бесплатный курс по литературе».
На экзаменах, рассказывает героиня, они писали стихотворения на определенные темы, анализировали и даже занимались критикой.
«Преподы ставили оценки и выбирали лучшего ученика в отделении, а потом отправляли на «конференцию», где все как бы являются журналистами и задают авторам вопросы об их произведениях.
В общем, сижу я на это конференции и читаю своё стихотворение. У него сложная конструкция: в начале есть двустишие и такое же двустишие есть в середине, но продолжения у них разные. И во втором случае я забываю строки: в голове есть только начало. Я думаю: «Господи, какой позор».
Я со стыдобой в глазах готовлюсь продолжать, но слышу, как из зала его продолжают. Какая-то девочка встает и начинает его читать. У меня просто перехватывает дух от мысли, что кто-то знает мои стихи наизусть. А потом продолжает кто-то еще — и у меня даже сейчас мурашки по коже от этого воспоминания».
После этого, говорит Кристина, совсем не хочется возвращаться в обычную школу.