Первая четверть 2020–2021 учебного года в Петербурге прошла очно, но с 1000 и 1 противоковидной мерой. (Большинство из которых, как уже писал «ПУ», не выполнялись). Со второй четверти в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки (опять ковид, будь он неладен!) у школьников появился выбор: продолжить ходить на учебу или перейти на «смешанное» (нет, не смешное, а смешанное!) обучение. Суть формата такова: какое-то время ребенок занимается дома, не отчисляясь из школы, а потом возвращается в офлайн. Несмотря на то, что уже к 21 ноября эту форму обучения выбрали две тысячи семей, вариант оказался неидеальным: висли платформы, не было углубленной программы, как и консультаций для старшеклассников («продленку» для младших школьников сделали). Однако вице-губернатор Петербурга Ирина Потехина заявила: «в сегодняшних коронавирусных условиях мы должны искать компромиссы».
В середине марта распространилась очередная новость. «В целях качественной подготовки к прохождению государственной итоговой аттестации… реализация общеобразовательных программ для обучающихся 9 и 11 классов с 01.04.2021 будет осуществляться в очной форме». Это означало, что с начала апреля выпускники вернутся в школы, где некоторые ребята не были около пяти месяцев. В числе таких подростков — Марта (имя изменено по просьбе героини), в этом году она окончила школу.
Девушка рассказала, как на самом деле было организовано обучение, помешала ли «удаленка» готовиться к экзаменам и что говорили учителя и одноклассники после возвращения Марты в школу.
«Сомнения были, но не такие сильные, чтобы не рискнуть»: как все начиналось
«Почему мы с родителями выбрали такой формат учебы? Они очень боялись: думали, что я заражусь ковидом из-за того, что защитные меры почти не соблюдались, — вспоминает Марта. — Я, конечно, тоже побаивалась, да и особого смысла ходить в школу не видела. Как бы банально это ни звучало, сейчас действительно можно учиться через интернет».
Я спросила, были ли у Марты и ее семьи опасения, что интернет все же не заменит преподавателей.
«У нас многие педагоги такие, что и сомнений не возникало. Конечно, были „сильные“ учителя: по истории, химии и математике. Но эти предметы мне не нужны для поступления, и я думала, что разберусь сама.
Отдельный вопрос — подготовка к ЕГЭ: там важна проверка заданий с развернутым ответом. Но это не стало проблемой: математические задачи проверяла сама по „ключам“, по остальным предметам искала курсы или репетиторов. Некоторых из них, кстати, нашла еще в сентябре, до начала смешанного обучения. Поэтому сомнения были, но не такие сильные, чтобы не рискнуть. Сначала родители написали заявление на четверть, но в итоге я провела дома примерно в два раза больше времени».
Я попросила Марту объяснить, как было устроено смешанное обучение. Девушка рассказала, что работал специальный портал городского образования, на котором каждый день с понедельника по пятницу появлялось несколько уроков. «Очень скучные были занятия, еще и „висли“ видео постоянно». На этом же сайте публиковали «домашние» задания и итоговые работы, которые нужно было отправлять учителям на почту или через электронный дневник. «Сначала было интересно, все-таки что-то новое, потом быстро надоело, и я „переехала“ на Youtube и в группы онлайн-школ», — подытожила Марта.
Портал городского образования
Урок алгебры для 11 класса
Что было дальше
«Что насчет аттестаций? Трудно было сдавать материал, который изучала сама?» — спросила я.
«Работы были разные: как мне показалось, по важным предметам — простые, а, например, по географии или ОБЖ, — более трудные. Конечно, я не вижу смысла давать такие задания в 11 классе, когда всем нужно готовиться к ЕГЭ. Однако никаких проблем с аттестациями у меня не было», — рассказала Марта.
В старших классах оценки выставляют дважды в год: в декабре и в мае. Получить «аттестации» в первом полугодии Марте помогли баллы, заработанные в первой «очной» четверти.
Потом я поинтересовалась, как выглядел типичный день Марты, когда она училась дома. Девушка улыбнулась: «Сначала я думала, что буду ходить гулять, регулярно заниматься спортом, много читать и проходить курсы. Но реальность оказалась другой: приходилось постоянно заниматься, разбираться со сложными предметами. Я не выигрывала время: то, что освобождалось, тратила, чтобы разобраться с темой и найти информацию».
Итоговая работа для 11 класса
Итоговая работа для 11 класса
«Нельзя не ходить в школу больше половины учебного года, а потом вернуться и вести себя, как прежде»
«Когда на сайте появилась информация о том, что, якобы, с 1 апреля выпускники выходят на очную учебу, я „впала“ в стадию отрицания. Подумала, что никто насильно меня в школу не отправит, вспомнила, как Ирина Потехина писала о продлении смешанного обучения, как минимум (!), до конца года. Но в итоге в День смеха (как иронично!) я вернулась в „офлайн“. Как это было? Я не ходила в школу пять месяцев, а потом вернулась на учебу. Это было ужасно. Это невозможно описать, можно только прочувствовать, — уверена Марта. — Нельзя не ходить в школу больше половины учебного года, а потом вернуться и вести себя, как прежде. Такие „пропуски“ не проходят мимо. Я не жалела и не жалею о том, что провела пять месяцев дома. Но на школу, одноклассников и учителей я уже смотрела не „изнутри“, а „со стороны“. Я понимала, что могу существовать и учиться без них, что у меня своя жизнь. Более того, когда постоянно находишься в коллективе, привыкаешь. А после перерыва я очень по-новому посмотрела на одноклассников. Мне казалось, что со многими из них мы дружим, но ключевое слово — „казалось“. Ребята, вроде бы, относились ко мне нормально, но за спиной говорили гадости, если просила помочь — не стремились делать это, постепенно становилось понятно, что общих интересов у нас нет».
«А как одноклассники отреагировали на твое возвращение?» — поинтересовалась я.
Марта ответила, что ее появление вызвало определенные эмоции. «Одноклассники реагировали ярко, кричали что-то, спрашивали, „насовсем ли“ я вернулась. Кто-то сразу начал рассказывать новости, некоторые интересовались, как я провела пять месяцев. Меня, вроде, не хейтили, не „попрекали“, но после возвращения быстро забыли и вернулись к своим „тусовкам“. Это не особо приятно, но терпимо, я боялась, что будет какой-то негатив», — призналась Марта.
На вопрос о реакции учителей девушка ответила, что педагоги вели себя по-разному: кто-то встречал тепло, говорил, что рад возвращению. «Трогало, что некоторые преподаватели не вызывали с первых дней к доске, мне действительно нужно было время, чтобы адаптироваться». Но, по словам девушки, были и учителя, которые словно не замечали длительного отсутствия. «Они не предлагали помощь, с первого урока вызывали отвечать домашнее задание или заданные правила. Я понимаю, что педагоги не обязаны делать мне „скидку“, но это было бы приятно. К счастью, с неоправданными претензиями или оскорблениями я не столкнулась. „Холодок“ был, но все в рамках профессиональной этики», — сказала Марта.
«А как было с программой? Не казалось, что ты отстала?» — спросила я. «Нет, такого ощущения почти не было. Сложности возникали, скорее, с адаптацией. Дома ты можешь начать и закончить заниматься в любой момент, пить чай и делать какое-то задание, учиться, лежа в кровати. В школе так, по понятным причинам, нельзя, и привыкнуть к этому вновь было непросто. От программы я не отстала, все, что происходило, в целом понимала. Возможно, на „профильных“ предметах одноклассники делали что-то быстрее, но эти науки мне не нужны для поступления, поэтому я не „парилась“. Вообще, сравнивать себя с кем-то — плохая идея. Мои результаты не ухудшились: я училась, как и раньше, на тройки-четверки. Для меня важнее не сам балл, а динамика. Она тревоги не вызывала».
Пост о продлении смешанного обучения до конца года
Плюсы и минусы обучения дома
«Начну с минусов, потому что их меньше. Но эти недостатки — „неоднозначные“. Например, если человек неорганизованный — ему будет трудно, если ответственный — никаких проблем. То же самое с общением. Если в классе много друзей — будет не хватать их, но если близкие люди не из школы — все будет хорошо.
Есть минусы, которые зависят от условий. Если родители работают из дома или есть братья и сестры, может быть сложно сосредоточиться. Мне повезло: по будням родители ходят на работу, а пятилетний брат — в садик. На субботу я оставляла простые задания, на которых легко сосредоточиться, а в воскресенье читала или отдыхала. Поэтому мне никто не мешал.
Возможно, учителя будут цепляться и „валить“, но где гарантия, что такое не случилось бы в офлайне? Да и учить надо так, чтобы комар носа подточить не мог.
Из однозначных минусов — риск провалиться в „день сурка“ и перестать мыть голову (особенно, если на дворе зима, а шапка — твой лучший друг), виснущие платформы, бюрократические проблемы и странные задания. Например, вопросы по ОБЖ на категории годности к военной службе. В целом, отрицательного мало.
Что касается плюсов, вы можете сами планировать день и решать, что и когда делать. Возможно, получится ввести прогулки или спорт, а, может, пройти какой-то курс. Также можно группировать задания: не заниматься каждый день „сборной солянкой“, а по понедельникам делать математику, по вторникам — русский язык и литературу и так далее. Еще мне кажется, что совмещать подработку или стажировку с учебой дома легче: можно сначала сделать „горящие“ задачи, а потом школьные задания — от перестановки „мест слагаемых“ результат не меняется. Также обучение дома понравится тем, кто не видит смысла в посещении школы каждый день, у кого „слабые“ учителя или плохие отношения с одноклассниками. Поверьте, комфортная атмосфера, которую легче создать дома, очень помогает учиться и развиваться.
Конечно, выбирать формат обучения вам, но если чувствуете, что готовы взять ответственность за образование на себя, что хотите комфорта при обучении или самостоятельности, не бойтесь рискнуть и поступить не так, как „все“. Я ни о чем не жалею, будете ли жалеть вы — узнаете, только если попробуете», — подытожила Марта.
Вместо вывода
«Как думаешь, как смешанное обучение повлияло на отношение к школам? Не появилось ощущение, что не так уж они и нужны?..»
«Наверное, мой пример показывает, что учиться без школ и педагогов можно, причем довольно успешно. Но это мой опыт, я не пыталась им никому ничего доказать. Наверняка, есть ребята, которые бы не смогли сосуществовать с таким форматом обучения. Если школы появились, наверное, они для чего-то нужны. Вопрос в том, как так вышло, что мы в этом сомневаемся. В нашем обществе, в котором так ценятся классическая система образования, вузы, дипломы и аттестаты, социализация, важны школы. И, если мы начнем от них отказываться, все равно придем к каким-то курсам, вебинарам или онлайн-урокам. Сомнения в нужности школ, на мой взгляд, вызваны только несовершенством всей системы: программы, работы администрации и педагогов. Среднее образование станет полезным, если отладить весь этот механизм. Как это сделать — другой вопрос…»
Первая четверть 2020–2021 учебного года в Петербурге прошла очно, но с 1000 и 1 противоковидной мерой. (Большинство из которых, как уже писал «ПУ», не...