Владимир Чехович хотел преподавать, но попасть в школу без профильного образования и опыта работы непросто, поэтому он занимался интернет-маркетингом и настройкой таргетированной рекламы. Так было, пока Владимир не узнал о программе «Учитель для России». Она, по словам героя, дает безопасный и комфортный вход в профессию.
Этот проект действует в России с 2015 года и производит «ребрендинг» положения учителей. Специалисты из разных сфер в течение двух лет работают в обычных школах. Из-за низкой зарплаты, большой нагрузки и ограничений прав сообщества престиж профессии учителя снижается. Об этом говорят показатели опросов Фонда «Общественное мнение». Программа же дает методическую, материальную и эмоциональную поддержку тем, кто решается связать жизнь с педагогикой.
«Меня поддерживали методисты и кураторы. Это важно, потому что всегда есть большие опасения, когда выходишь в школу. Вдруг что-то пойдет не так. А здесь никто не оставит один на один в трудных ситуациях», – объяснил Владимир.

Первая проблема, с которой столкнулся наш герой при поиске работы в школе – отсутствие опыта. В программе на это ценза нет. Главное – иметь диплом о высшем образовании любой специальности и показать на собеседовании с методистом, что вы знаете предмет. Также нет ограничений и на возраст. Параллельно с работой участники программы обучаются. Сначала – Летний институт, где кандидаты получают первые навыки в педагогике. Далее, с 1 сентября, образовательная программа продолжается. По окончании двух лет все выходят готовыми специалистами с дипломами от НИУ ВШЭ.
«Мой первый урок ОБЖ прошел в 10 классе. Выбрал я этот предмет, потому что был большой опыт: служба в армии, туризм, курсы оказания первой помощи. Было волнительно, потому что я не чувствовал за собой учительского авторитета: ребята взрослые. Но они снисходительно отнеслись к моей неопытности. Это был урок-знакомство, на котором что-то я рассказал о себе, что-то – они. Главный подход, которому нас обучили, – деятельностный. Мы не работаем фронтально с детьми: я стою прямо и говорю, а они согласно кивают. Мы формируем ситуацию, в которой ребенок добывает знания сам и пытается понять, что ему делать. Ребята не сидят, всегда заняты, часто работают в группах».

Вторая проблема – маленькие зарплаты у начинающих педагогов. В «Учителе для России» присутствует и финансовая помощь: участники программы получают стипендию – 20 000, компенсацию за оплату жилья – 15 000.
Владимир перестал романтизировать профессию, но все еще считает ее самой классной и творческой. Раньше думал, что учитель – спасатель. Поселок Отрадное в Воронежской области, куда переехал учитель, оказался развитым. Школа на 1200 человек только открылась. Молодой коллектив: средний возраст педагогов до 40 лет. И стало понятно: роль учителя в другом. Этот человек – модератор. Никого спасать не надо. Дети в целом справятся и сами, дай им лишь уважение и доверие.
Владимир говорит, что он оказался в не самых типичных условиях для участников программы: с жильем повезло, поселок прямо под Воронежем. Бывает по-разному, некоторые коллеги живут с печками, а ночью спят под тремя одеялами. Похожая история произошла с Любовью Артюхиной, которая из Москвы переехала в село Усть-Чём Новосибирской области.
«Самая большая трудность для меня – рейсовый автобус три раза в день. Нужно очень тщательно планировать поездки. В быту печка и баня были ожидаемы, но про отсутствие газа я запамятовала. Эти красные баллоны настораживают, хоть и никаких происшествий не случалось. Иногда отключают воду и свет во всем селе, что влияет даже на учебный процесс. Село, правда, маленькое: все друг друга знают. У многих хозяйство и скот. Я же, на самом деле, поменяла свой быт несильно – стала ближе к реальности и природе».

Адаптация к селу после мегаполиса прошла гладко: помогли ребята из программы, директор школы и местные жители. Коллеги поддерживают молодого сотрудника, а жители села здороваются, хотя сама Любовь не всех знает.
Школа – в хорошем состоянии: с двумя этажами, большим спортивным залом, пластиковыми окнами и теннисными столами в рекреациях. Правда, здесь всего 70 человек, поэтому педагоги ведут несколько смежных предметов. Хотя программа «Учитель для России» рекомендует не давать в первый год нагрузку больше одной ставки (18 часов) и обойтись без классного руководства.
Девушка уже окончила педвуз, но так бывает не у всех участников программы. Почему необязательно приходить в школу, не будучи учителем по образованию?
«Что такое призвание? Штамп. Эта не та стандартная картинка, в которой девочка с синдромом отличницы обязательно становится учителем. Почему у нас и нет установки на педагогическое образование. Самое главное – уметь развить интерес к предмету. Не научить, а привести ребенка к желанию научиться», – объясняет Владимир.
Так, Анастасия Скрыпник приняла участие в отборе, когда только оканчивала выпускной курс бакалавриата Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ.
«Я не хотела идти в магистратуру, поэтому думала, как развиваться дальше. Программа показалась идеальным вариантом. Мне понравилась идея стать хорошим учителем при поддержке сообщества единомышленников».

Проходить отбор было волнительно. Он состоял из четырех этапов: анкеты, скайп-интервью, проведения урока и проверки знания предмета. Анастасии помогло четкое определение целей и мотивов участия в программе.
По словам Владимира, на отбор влияют ценности и компетенции. Если вы понимаете глобальность проблемы образовательного неравенства в стране и обладаете знаниями в предмете, ваш шанс пройти сильно повышается.
По данным Росстата на 2018 год, 23% детей живут в семьях, где доходы ниже прожиточного минимума. А 28% девятиклассников не освоили начальный уровень грамотности в чтении, математики, естествознании, замечает PISA. «Каждый ребенок может стать автором своей жизни» – так звучит слоган программы. Из-за того, что дети находятся в недостаточно хороших условиях, их выбор жизненного пути ограничен. Благодаря программе учителя доказывают, что можно по-другому.
В деревне Кривское Калужской области подросткам теперь известны тайны циркового и театрального искусства, потому что к ним педагогом-организатором приехала Мария Колосова. Она сорежиссер документальных спектаклей и перформансов с подростками при музее современного искусства «Гараж», Молодежном центре Эрмитажа, Упсала-цирке. Так в июле в деревне открылся цирковой лагерь для подростков.
Можно было бы назвать программу слишком тривиальной. Если бы не наша история, которая доказывает, что учителя действительно закладывают фундамент для дальнейших преобразований в обществе. Так было всегда: педагоги-новаторы и энтузиасты меняли мир. Станислав Теофилович Шацкий открыл первые детские клубы для подростков рабочих окраин Москвы. Из идей педагогов-коммунаров вышло «тимуровское движение». А Антон Семенович Макаренко доказал, что можно перевоспитывать юных правонарушителей и что каждый имеет право на свою активную позицию.