Пять углов



Кем быть
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
НОВОСТИ КИНОНЕДЕЛИ
КНИЖНАЯ ПОЛКА ПУ
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Наши авторы
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

книгимузыкапоступлениеволонтерствоВсероссийские открытые урокиВУЗобразованиеВШЭКонцертРособрнадзоринтервьюсоветыКак сдать ЕГЭжурналистикаСочинениерецензияпутешествияКаталог вузовМинистерство образованиялицензияуниверситетУчительпрофессиивыставкаличный опытстудентамКаталог профессийЛучшее на Стенеприемная кампаниякак прошли ЕГЭ-2018киноновости кинонеделиКуда сходитьувлеченияНа практику — в ПУ!куда поступатьвузышколарейтинг вузовВыходныеТеатристориялайфхакиВаши историилайфхакипрофориентацияотношенияитоговое сочинениеолимпиадаолимпиадыподготовка к ЕГЭВостребованныеНовый годспортподросткичто посмотретьвыпускнойИТМОНовыекарантинфестивальтвоя историяжурфакЕГЭ-2022работасоветы психологаПсихологияЕГЭ 2018подготовка к ОГЭрейтинглитератураОГЭ75 лет Победырусский языкКем бытьхоббиЧто почитатьискусствоДевятиклассникамаккредитацияСПбГУопросМГУкаталог сочиненийразвлеченияканикулыэкзаменыисследование
ТОП авторов
Дарья Жданова

Опубликовано статей: 30

Анастасия Степанова

Опубликовано статей: 12

Нора Ольшанская

Опубликовано статей: 6

Евгения Печерских

Опубликовано статей: 4

Ольга Куняшева

Опубликовано статей: 4

Мария Александровская

Опубликовано статей: 3

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 17

Вероника Васильцова

Опубликовано статей: 11

Пять углов
Смена профессии, жизнь в селе и работа в группах: как «Учителя для России» меняют образование

Смена профессии, жизнь в селе и работа в группах: как «Учителя для России» меняют образование

Рассказывает Анжела Аксенова, СПбГУ, Санкт-Петербург

Просмотры
1111

Владимир Чехович хотел преподавать, но попасть в школу без профильного образования и опыта работы непросто, поэтому он занимался интернет-маркетингом и настройкой таргетированной рекламы. Так было, пока Владимир не узнал о программе «Учитель для России». Она, по словам героя, дает безопасный и комфортный вход в профессию. 

Этот проект действует в России с 2015 года и производит «ребрендинг» положения учителей. Специалисты из разных сфер в течение двух лет работают в обычных школах. Из-за низкой зарплаты, большой нагрузки и ограничений прав сообщества престиж профессии учителя снижается. Об этом говорят показатели опросов Фонда «Общественное мнение». Программа же дает методическую, материальную и эмоциональную поддержку тем, кто решается связать жизнь с педагогикой.

«Меня поддерживали методисты и кураторы. Это важно, потому что всегда есть большие опасения, когда выходишь в школу. Вдруг что-то пойдет не так. А здесь никто не оставит один на один в трудных ситуациях», – объяснил Владимир. 


Владимир Чехович. Личный архив героя.
Владимир Чехович. Личный архив героя.

Первая проблема, с которой столкнулся наш герой при поиске работы в школе – отсутствие опыта. В программе на это ценза нет. Главное – иметь диплом о высшем образовании любой специальности и показать на собеседовании с методистом, что вы знаете предмет. Также нет ограничений и на возраст. Параллельно с работой участники программы обучаются. Сначала – Летний институт, где кандидаты получают первые навыки в педагогике. Далее, с 1 сентября, образовательная программа продолжается. По окончании двух лет все выходят готовыми специалистами с дипломами от НИУ ВШЭ. 

«Мой первый урок ОБЖ прошел в 10 классе. Выбрал я этот предмет, потому что был большой опыт: служба в армии, туризм, курсы оказания первой помощи. Было волнительно, потому что я не чувствовал за собой учительского авторитета: ребята взрослые. Но они снисходительно отнеслись к моей неопытности. Это был урок-знакомство, на котором что-то я рассказал о себе, что-то – они. Главный подход, которому нас обучили, – деятельностный. Мы не работаем фронтально с детьми: я стою прямо и говорю, а они согласно кивают. Мы формируем ситуацию, в которой ребенок добывает знания сам и пытается понять, что ему делать. Ребята не сидят, всегда заняты, часто работают в группах».


Владимир в школе. Личный архив героя.
Владимир в школе. Личный архив героя.

Вторая проблема – маленькие зарплаты у начинающих педагогов. В «Учителе для России» присутствует и финансовая помощь: участники программы получают стипендию – 20 000, компенсацию за оплату жилья – 15 000. 

Владимир перестал романтизировать профессию, но все еще считает ее самой классной и творческой. Раньше думал, что учитель – спасатель. Поселок Отрадное в Воронежской области, куда переехал учитель, оказался развитым. Школа на 1200 человек только открылась. Молодой коллектив: средний возраст педагогов до 40 лет. И стало понятно: роль учителя в другом. Этот человек – модератор. Никого спасать не надо. Дети в целом справятся и сами, дай им лишь уважение и доверие.

Владимир говорит, что он оказался в не самых типичных условиях для участников программы: с жильем повезло, поселок прямо под Воронежем. Бывает по-разному, некоторые коллеги живут с печками, а ночью спят под тремя одеялами. Похожая история произошла с Любовью Артюхиной, которая из Москвы переехала в село Усть-Чём Новосибирской области.

«Самая большая трудность для меня – рейсовый автобус три раза в день. Нужно очень тщательно планировать поездки. В быту печка и баня были ожидаемы, но про отсутствие газа я запамятовала. Эти красные баллоны настораживают, хоть и никаких происшествий не случалось. Иногда отключают воду и свет во всем селе, что влияет даже на учебный процесс. Село, правда, маленькое: все друг друга знают. У многих хозяйство и скот. Я же, на самом деле, поменяла свой быт несильно – стала ближе к реальности и природе».


Любовь Артюхина. Сайт «Учитель для России».
Любовь Артюхина. Сайт «Учитель для России».

Адаптация к селу после мегаполиса прошла гладко: помогли ребята из программы, директор школы и местные жители. Коллеги поддерживают молодого сотрудника, а жители села здороваются, хотя сама Любовь не всех знает. 

Школа – в хорошем состоянии: с двумя этажами, большим спортивным залом, пластиковыми окнами и теннисными столами в рекреациях. Правда, здесь всего 70 человек, поэтому педагоги ведут несколько смежных предметов. Хотя программа «Учитель для России» рекомендует не давать в первый год нагрузку больше одной ставки (18 часов) и обойтись без классного руководства. 

Девушка уже окончила педвуз, но так бывает не у всех участников программы. Почему необязательно приходить в школу, не будучи учителем по образованию?

«Что такое призвание? Штамп. Эта не та стандартная картинка, в которой девочка с синдромом отличницы обязательно становится учителем. Почему у нас и нет установки на педагогическое образование. Самое главное – уметь развить интерес к предмету. Не научить, а привести ребенка к желанию научиться», – объясняет Владимир. 

Так, Анастасия Скрыпник приняла участие в отборе, когда только оканчивала выпускной курс бакалавриата Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ. 

«Я не хотела идти в магистратуру, поэтому думала, как развиваться дальше. Программа показалась идеальным вариантом. Мне понравилась идея стать хорошим учителем при поддержке сообщества единомышленников».


Анастасия Скрыпник. Личный архив героя.
Анастасия Скрыпник. Личный архив героя.

Проходить отбор было волнительно. Он состоял из четырех этапов: анкеты, скайп-интервью, проведения урока и проверки знания предмета. Анастасии помогло четкое определение целей и мотивов участия в программе. 

По словам Владимира, на отбор влияют ценности и компетенции. Если вы понимаете глобальность проблемы образовательного неравенства в стране и обладаете знаниями в предмете, ваш шанс пройти сильно повышается.

По данным Росстата на 2018 год, 23% детей живут в семьях, где доходы ниже прожиточного минимума. А 28% девятиклассников не освоили начальный уровень грамотности в чтении, математики, естествознании, замечает PISA. «Каждый ребенок может стать автором своей жизни» – так звучит слоган программы.  Из-за того, что дети находятся в недостаточно хороших условиях, их выбор жизненного пути ограничен. Благодаря программе учителя доказывают, что можно по-другому. 

В деревне Кривское Калужской области подросткам теперь известны тайны циркового и театрального искусства, потому что к ним педагогом-организатором приехала Мария Колосова. Она сорежиссер документальных спектаклей и перформансов с подростками при музее современного искусства «Гараж», Молодежном центре Эрмитажа, Упсала-цирке. Так в июле в деревне открылся цирковой лагерь для подростков. 

Можно было бы назвать программу слишком тривиальной. Если бы не наша история, которая доказывает,  что учителя действительно закладывают фундамент для дальнейших преобразований в обществе. Так было всегда: педагоги-новаторы и энтузиасты меняли мир. Станислав Теофилович Шацкий открыл первые детские клубы для подростков рабочих окраин Москвы. Из идей педагогов-коммунаров вышло «тимуровское движение». А Антон Семенович Макаренко доказал, что можно перевоспитывать юных правонарушителей и что каждый имеет право на свою активную позицию.  

Недаром Владимир подметил, что «программа подойдет самым разным людям, которые хотят изменений и готовы работать для этого. Людям, которые любят Россию в ее разных проявлениях – несовершенную». 

Рассказывает Анжела Аксенова, СПбГУ, Санкт-Петербург
Пройдите опрос
Каким вы видите свое будущее через 10 лет?
1/6








Назад
Далее
А чего больше всего опасаетесь?
2/6







Назад
Далее
Вы уже определились с выбором маршрута: кем стать, куда поступать?
3/6


Назад
Далее
А с кем при этом выборе советовались, к чьему мнению прислушивались?
4/6







Назад
Далее
Если бы у вас появилась возможность жить не работая - согласились бы?
5/6


Назад
Далее
А насколько вообще вы чувствуете себя готовым ко “взрослой жизни”? Оцените от 1 до 5
6/6





Назад
Далее


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru