В 2021, по данным Рособрнадзора, более восьми тысяч ребят получили заветные 100 баллов хотя бы по одному предмету. Чтобы выяснить, трудно ли добиться такого результата, связались со стобалльниками из разных регионов. Они рассказали, тяжело ли набрать высший балл, и поделились эмоциями от прошедших экзаменов и лайфхаками для подготовки.
Анастасия М., г. Санкт-Петербург, 100 баллов по русскому языку:
Мне хватило такой подготовки: способности к предмету были всегда на высоком уровне. Ощущала, что мне не требуется особо стараться, чтобы получить хорошие баллы. Я с детства много читаю, так что глаз «наметан на ошибки».
Конечно, школа мне помогла: учитель дал структуру сочинения. Но, думаю, в противном случае нашла ее бы в интернете. В первую очередь результат зависел от меня: способности никто не отменял. Но и удача здесь также сыграла роль. Сложных моментов, над которыми мне приходилось бы раздумывать, на ЕГЭ не было. Можно сказать, повезло с вариантом — в течение года все же попадались труднее.
Мне кажется, 100 было получить слишком легко. Друзья за меня больше радовались, чем я сама: видимо, ожидала увидеть такой балл. Даже родители не удивились, сказали: «Да мы знали, что ты 100 получишь».
Я исключение из правила, потому что не встречала людей, которые набирали такие высокие баллы без подготовки. Многие год-два усердно трудятся, а получают значительно меньше.
Мой совет для достижения «сотки» такой: выписывайте сложные примеры на отдельный листик. Можете даже повесить его напротив рабочего стола, чтобы постоянно видеть. Так вы будете вспоминать о допущенных ошибках и избегать их при выполнении заданий. Также не бывает лишней начитанность: помогает запоминать постановку запятых и правописание слов, так как вы постоянно с ними сталкиваетесь. Ещё у вас будут аргументы для сочинения. Сайты с короткими произведениями для ЕГЭ — это, конечно, здорово, но приятнее вспоминать, что ты когда-то читал произведение и можешь применить какой-то фрагмент из него для обоснования мнения.
Мария Ш., Краснодарский край, 100 баллов по обществознанию:
В десятом классе я занималась каждый день, в итоге писала пробные варианты на 80+. Поэтому последний год тратила меньше времени на подготовку, чем другие ребята: около двух-трех часов в день. Раньше задавала выпускникам вопрос «Сколько ты занимался?» Потом поняла, что главное — не количество, а качество проделанного.
В школе меня не готовили: я живу в провинции, здесь нельзя надеяться на учителей. У моего преподавателя нет знаний по предмету. Его устроили в школу работать «по блату», он молодой, но ничего не хочет от жизни. На уроках читал презентации, ничего не знал, даже критериев ЕГЭ. Он не хотел никого готовить — его заставляли. На консультациях ребята решали вариант, а педагог проверял по ответам. Когда кто-то спрашивал: «Почему ответ именно такой?», учитель отвечал: «Ну просто звучит хорошо». Я не ходила на его занятия. Одноклассников ругали за то, что не готовятся с преподавателем, меня — нет: знали, что я сдам на высокие баллы.
Из-за подготовки стало ухудшаться зрение: с десятого класса я проводила все время за компьютером. Были эмоциональные срывы, но редко. В основном во второй половине года из-за выгорания: казалось, что я делаю мало, критиковала себя.
Я хотела поступить в СПбГУ. Родственники «давили», что я зря туда собираюсь, мол, там высокие баллы, я не поступлю. В итоге расстраивалась из-за того, что меня не поддерживают. Накладывалось и то, что ничего не успевала, много долгов по учебе. Родители не то чтобы не верили в меня: они просто не хотели, чтобы я поступала в Питер. Когда занималась чем-то кроме подготовки к ЕГЭ, они говорили: «Потом не расстраивайся, что у тебя маленькие баллы». В итоге стресс сам отступал, я успокаивалась: понимала, для чего мне нужна подготовка, желание и целеустремленность пересиливали всё.
Чтобы не было таких срывов, важно отдыхать: невозможно постоянно учиться, человек — не робот. Каждую пятницу вечером я гуляла. Когда мозг совсем не работал, листала «ленту» в интернете. Если не отдыхаешь, организм все равно покажет, что пора это сделать: перестанет воспринимать информацию.
На экзамен шла с уверенностью, проговаривала аффирмации (фразы самовнушения), что сдам на 100. Немного волновалась, но настрой — самое важное: если уверен в «сотке» и готовился хорошо, получишь высокий балл.
Самое интересное было, когда пришла «сотка» по русскому: я расплакалась, сняла видео, как получала результаты, закричала на всю комнату. На вторые 100 баллов уже спокойнее реагировала. Я ожидала, что, если попадется хороший эксперт, будет высокий результат.
Родители и друзья порадовались за меня: подруга в «сторис» выложила, что у меня «сотка», все одноклассники завидовали. Теперь мама и папа везут мои вещи в Санкт-Петербург, а не сетуют: «Куда ты прешься».
Мой секрет успеха — работать по технике Pomodoro, отдыхать раз в неделю и поставить себе конкретную цель, представить ее. Не «Я хочу в Москву/ Питер», а выбрать определенный вуз. Тогда вы не будете лениться.
Андрей К., г. Запрудня, 100 баллов по русскому:
Правила по русскому языку быстро забываются, поэтому на него я делал упор в последние недели перед экзаменом. До этого нужно стабильно решать варианты и запоминать все тонкости.
В школе не было давления, нас не заставляли готовиться. «Хочешь учиться — дам все нужные знания» — такой принцип у учителей. Особого стресса не было, но за неделю до ЕГЭ появился сильный страх. Русский был первым экзаменом — все волновались из-за неизвестности что будет. В середине года я писал пробники на 66–75 баллов, а перед ЕГЭ — уже на 94. На 90+ по итогу рассчитывал.
Когда сел за КИМ, понял, что ничего трудного нет. Я осознал на ЕГЭ, что действительно «тяжело в учении, легко в бою»: вариант был проще, чем на пробниках.
Важно быть уверенным в себе: если постоянно сомневаться, перепроверять все, потеряешь время и «помотаешь» нервы. Первые мысли, как правило, самые адекватные. Есть одноклассники, которые все неплохо написали, но потом исправили некоторые ответы на неправильные.
Я знал, что сдам хорошо. Тем не менее, когда увидел «сотку», минут 30 не верил. Потом довольный посидел, попил водички и лёг спать.
Родные обрадовались такому результату, даже тортик купили. Кажется, одноклассники завидовали, но они всегда были не очень хорошими людьми.
Я считаю: чтобы достичь успеха, важно понимать, что память не безгранична. Сейчас люди забивают её шелухой. Просто не тратьте много времени на интернет, новости, мемы. Ещё полезна нормальная музыка: она развивает мозг. Я играю на инструментах, слушаю великие композиции. Думаю, это помогло мне сдать все предметы на хорошие баллы.
Ксения Х., г. Дзержинск, 100 баллов по литературе:
Конечно, и сложность вариантов влияет на результат. Но, если готов ко всему, серьезных проблем не будет. В прошлом году я готовилась без остановки и в итоге перегорела. Необходимо отдыхать! Это главное условие успешной сдачи. В этом году я каждый день понемногу смотрела сериалы, гуляла или рисовала — старалась отвлечься от ЕГЭ. С марта я готовилась четыре-пять дней в неделю от двух до пяти часов, совмещала с работой. Потом практически каждый день старалась заниматься, но не забывала об отдыхе.
Ещё в прошлом году на результате сказался стресс из-за нагрузки в одиннадцатом классе. Я часто плакала и грустила. Моральное давление в школе выражалось в том, что на уроках было много ненужной информации. Учителя нагнетали обстановку, также завуч с директором вели себя не очень корректно. К тому же в одиннадцатом классе я хотела получить золотую медаль, чтобы мама мной гордилась. Это мешало готовиться. Конечно, при поступлении медаль мне помогла: дополнительные баллы поднимают в рейтинге на 5–10 мест. Если есть возможность и силы, стоит постараться ради медали. Вдруг с ЕГЭ пойдет что-то не так — будет несколько баллов в запасе.
Вообще в 2021 чувствую себя намного лучше и на меня ничего не «давит» извне. На здоровье сильно сказывается школа, отношение учителей и бешеная нагрузка. Когда этого нет, экзамен сдавать куда проще. Когда я увидела «сотку», заплакала от счастья, потому что с ней у меня появился шанс поступить в вуз мечты. Мама плакала вместе со мной, бабушка тоже была рада, а друзья говорили: «А ты что, сомневалась?»
Без репетиторов на «сотку» сдать литературу почти нереально. Нужна постоянная проверка наставника и правильно выстроенный план подготовки. В школе не могут подготовить к ЕГЭ на 100: у учителей из-за письменной работы не хватает времени на преподавание. Их основная обязанность — давать материал, а мы и половины его не получаем, так как все «погрязли» в бюрократии. Да и структура ЕГЭ достаточно странная: ты должен научиться подстраиваться под определённые рамки. Но было бы куда лучше, если бы ты показывал реальные знания и выделялся, демонстрировал творческие способности.
У меня нет секрета достижения успеха. Нужно больше практиковаться в написании сочинений, анализировать с нуля лирику и прозу, читать книги в полном содержании и запоминать детали. Важно повторять все снова и снова. Нужно кайфовать от предмета. Если не получать удовольствие от подготовки, вряд ли старания окупятся. Может, в последнем и заключается мой секрет!
Еще пожелание выпускникам: при подготовке, поступлении, да и по жизни важно никого не слушать и делать так, как хочешь ты. Конечно, бывают сложности и разногласия с родителями по поводу выбора профессии, поступления, но, если все грамотно объяснить, нормальный родитель примет сторону ребёнка. Ещё важно слушать себя и быть смелее. Можно упустить шанс, а можно попробовать себя в чем-то новом. Кто знает, как сложится жизнь.