
О волонтёрстве: «есть желание прогрессировать, развиваться и постоянно что-то менять вокруг»
Интервью у сотрудника «Академии талантов» взял Иван Филатов, СПбГУ, г. Санкт-Петербург

Волонтеры нужны на многих мероприятиях: они помогают в организации и проведении форумов, выставок и соревнований. Но с чего все начинается? О пути волонтера, о трудностях и об опыте мы поговорили с сотрудником Регионального центра по выявлению и поддержке одарённых детей «Академия талантов» Давидом Карапетяном.
О погружении в волонтерство
— Все началось со школы. Сначала я относился к ней, как и многие: искал пути скоротать время. Но потом у нас появился педагог-организатор Ольга Анатольевна. Она регулярно вытаскивала меня на какие-то форумы и мероприятия. Однажды преподавательница подошла и сказала:«Я вообще не знаю, как это произошло. Мне позвонили из района, нужно было, чтобы кто-то пошёл на встречу с губернатором. Меня спросили, кто. Я почему-то сказала, что это будешь ты».
Я в тот момент немного выпал в осадок. Потом, правда, оказалось, что разговаривать с губернатором не нужно, и я успокоился. Это был первый съезд Российского движения школьников в Санкт-Петербурге.
И как-то так получилось, что мы всё время чем-то занимались вместе с Ольгой Анатольевной. Потом был большой форум в Москве, Доброволец России 2017. Там было забавно: видим какого-то министра, и Ольга Анатольевна сразу говорит мне, чтобы я с ним сфотографировался. Вот примерно так и началась эта история, совершенно независимо от меня.
О переходе на новый уровень
— Для меня важно, чтобы люди понимали, что есть волонтёры и добровольцы. Многие эти понятия путают. Но всё же я считаю, что волонтёры помогают на мероприятиях, работают с НКО, куда-то ездят. А доброволец — более широкое понятие, объединяющее людей, которые готовы делать добро.Мы начинали именно добровольцами — ребятами, которые хотели как-то помочь, но не знали, чем заняться. Нас грамотно направляли, чтобы впоследствии сделать волонтёрами. И, когда мы стали ими в рамках школы, получилось так, что именно я посещал какие-то встречи и куда-то ходил. Поэтому не было «выборов». Меня просто назначили руководителем, правда, тогда я был школьником, простым капитаном отряда.
А сейчас это уже моя волонтёрская работа. Я за неё ничего не получаю, мне просто в любой момент, хоть в три часа ночи, может позвонить Ольга Анатольевна, попросить помочь, и я всегда отвечу.
О создании социальных проектов
— В 2018–2019 мы на грантовом конкурсе Федерального агентства по делам молодёжи в Санкт-Петербурге выиграли отрядом грант в 100 000 рублей в патриотической сфере. Но не в качестве патриотов-популистов — мы, скорее, поддержкой ветеранов занимались.
И вот тогда мы поняли, что вышли на новый уровень: ещё работаем из желания, но уже имеем определённый ресурс. Тогда же наметился переход от волонтёрской деятельности к полноценной социальной работе. Сейчас у нас ребята-волонтёры ездят по домам престарелых, к ветеранам, проводят с ними мероприятия, поддерживают и общаются.
С какими сложностями я столкнулся? В первую очередь скажу, что начинали мы ещё детьми. А это всегда специфичная работа. Когда-то от человека, который сейчас стал моим начальником, я услышал фразу:
«В школьное время нужно во всём принять участие, потому что в случае ошибки тебе просто скажут, что ты не прав. Наругают, как максимум. А во взрослой жизни тебя могут уволить, оштрафовать и не только».
При этом мы, дети, не вызывали серьёзного доверия, это обусловлено многими факторами. Конечно, часть запланированного не удалось претворить в жизнь. Сейчас я понимаю, что человек с работой и средствами может сделать больше, чем подросток с грантом, и до сих пор пытаюсь осознать всю ответственность и возможности.

О том, что дает волонтерство
— Большие возможности открывает волонтёрство на мероприятиях, особенно на международных. Это феноменальный опыт. Чемпионат мира или Чемпионат Европы по футболу — прекрасная возможность практиковать английский вживую.Не менее важным я считаю шанс заложить коммуникативный фундамент. Начинаешь понимать, как строишь общение, зачем и нужно ли это тебе вообще. Формируешь базу контактов, естественно: волонтёрской деятельностью занимаются адекватные и интересные люди.
Нередко можно найти работу. Приведу пример: девушка-волонтёр работала в ковидном диспансере в Ленэкспо. Впоследствии переехала в Москву, устроилась в головной офис «Хеликса». Человек никак не был с этим связан, но смог найти своё место, потому что волонтёрство раскрыло его как большого профессионала в этой сфере.
Когда лучше начинать? Где-то в седьмом классе: хватает свободного времени, нет экзаменов, а ты всё ещё ребёнок. Есть возможность погрузиться в эту среду и к поступлению уже понять, нужно тебе это или нет. Я вообще не сторонник мнения, что волонтёром должен быть каждый, это абсолютно не так.
Многие думают, что волонтёртво — это какая-то грязная работа, которую не делают за деньги. И сильно ошибаются. Перед волонтёрами открываются разные возможности: люди расширяют круг общения и приобретают полезные навыки.
Поэтому новичку я посоветую попробовать: человек ничего не потеряет, если рискнет. Но важно понимать, что пусть это и дано каждому, но не всякий по-настоящему хочет. Здесь ведь важны даже не навыки, а желание, интерес и осознание того, что эта история — не про выгоду.
Люди пытаются стать волонтёрами ради каких-то баллов для университета, например. Но цель никогда не оправдывала средство: если у человека нет интереса непосредственно к волонтёрской деятельности, это не про него. А при наличии интереса можно добиться многого.

О будущем волонтерства
— Заметная ныне тенденция — государственное влияние. В Год добровольца (2018 год, — прим. ред.) стало заметно больше волонтёров, в Год памяти и славы (2020 год, — прим. ред) все начали патриотическим волонтёрством заниматься, с ним же связывали и большинство проектов.На самом деле, сложно что-то одно выделить. Например, наступил ковид, было организовано движение #МыВместе. Ситуация улучшилась, и потребность в большом количестве активистов исчезла. Всё вернулось к событийному волонтёрству, постепенно набирающему темпы. Даже на коммерческих мероприятиях, в большинстве случаев, сейчас можно встретить волонтёров.