Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
На дистанции
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Журнал старшекласcников
|

Новый годшколалицензиякарантинрусский языкэкзаменыДля гуманитариевКак сдать ЕГЭволонтерствоНовыеработаВыходныеАлые парусаАкадемическая гимназия 56Каталог профессийСочинениеВШЭОГЭвузырейтингпоступлениеМного платятподготовка к ЕГЭопросвыставкапрофориентацияотношенияспектакльисследованиеИван ТрояновКаталог вузоволимпиадакуда сходить в выходныекаталог сочиненийПроекторияВУЗувлеченияИгра престоловСПбГУфестивальШкола 2 БерезовкаИТМОподготовка к ЕГЭуниверситетфизикавсё о поступлении 2019образованиеРособрнадзорвыпускнойприемная кампанияинформатикаподготовка к ОГЭчто посмотретьОльга ВасильеваНа дистанции75 лет Победыегэ 2017ДевятиклассникамМГУНа практику — в ПУ!рейтинг вузовгимназия 19 Орелсоветы психологалитератураЛучшее на СтенеЛето в городах РоссииаккредитацияпабликаторЕГЭ 2018олимпиадыМинистр образованиякнигиВсероссийские открытые урокикуда поступатьканикулыисториякак прошли ЕГЭ-2018Школа 151лайфхакУчительВостребованныеитоговое сочинениекиноРостов-на-Донустудия журналистики Калининского р-наМинистерство образованияВПРпутешествияЧто почитатьжурналистикакем бытьсоветыличный опытКуда сходитьрецензиямузыкаэкзаменинтервьюКонцерт
Изменения в законе об образовании: безопасность или диктатура

Изменения в законе об образовании: безопасность или диктатура

Рассказывает Карина Цыбульник, гимназия №9, г. Новосибирск

Просмотры
295

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“» вступил в силу с первого июня 2021 года и вызвал общественный резонанс. Нормативный акт ограничил возможность обучать людей, не имея на это лицензии. Против принятия закона выступали деятели науки, образования, искусства и бизнесмены. Их возмутило, что под «просветительской деятельностью», о которой идет речь, подразумеваются многие форматы обучения. В том числе вебинары, лекции, мастер-классы, которые одним приносят доход, а другим — знания. Однако авторы проекта считают: указ помешает «антироссийским силам» проводить среди школьников и студентов «пропагандистские мероприятия». Рассказываем, из чего состоит закон, какие у него есть плюсы и минусы и что о нем думают люди, связанные с образованием. 

Основные положения закона

В регламенте об образовании впервые дали определение просветительства. Сказано, что это «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний…»

Под запрет на просветительскую деятельность попадают онлайн-школы, курсы и уроки на информационных площадках, не имеющие лицензии федерального органа исполнительной власти. При этом документ нужно получить до 1 сентября 2021 года.

Внесли эти поправки, чтобы избежать разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной вражды и антироссийской пропаганды.

Что такое «просветительская деятельность»?

Объясним на примере школьной программы, которая утверждается в особом порядке. Когда учитель рассказывает материал по программе в школе, он занимается образовательной деятельностью. Но, если педагог выложит видеоурок на сайт, это будет считаться просветительской деятельностью. Получается, что информация в рамках определенных программ образовывает, а вне этих рамок — просвещает. 

Кто пострадает в первую очередь?

В зоне риска оказались лекции с YouTube, языковые курсы, онлайн-школы, в том числе для подготовки к ОГЭ или ЕГЭ и некоторые другие проекты, которые тоже занимаются распространением знаний вне образовательной программы. При этом пока непонятно, как нормативный акт будет применяться к образовательным онлайн-проектам. «Закон вроде как касается только просветительской деятельности на территории России, а как будет определяться география онлайн-занятий не очень понятно», — сказал vc.ru заместитель главного редактора Arzamas Александр Борзенко. Гарантированно курсы и онлайн-школы не рискуют, если у них есть лицензия и утвержденная программа. 

В итоге появляется риск, что закон сработает против полезных проектов. Но есть и плюсы: начнётся борьба с мошенниками, которые продают чужие продукты под видом своих или распространяют недостоверную информацию. 

Что думают школьники и студенты?

Закон о просветительской деятельности не так давно вступил в силу, но уже успел хорошенько встряхнуть интернет. Люди невольно начали задумываться: действительно ли нас пытаются обезопасить или же лишают шанса на саморазвитие. Причем страх и недовольство охватили не только руководителей онлайн-школ и курсов, но и школьников и студентов.

Мы спросили подростков, что они думают об этом законе, и вот какие ответы получили:

«Страна начинает разваливаться, когда в ней душат образование, что мы сейчас и наблюдаем. Этот закон убивает все те лазейки, которые вытягивали нашу систему образования на приемлемый уровень», — высказалась Рина, 17 лет.

«Я считаю, это неправильно. Закон только усложняет публикацию образовательных материалов, закрывая двери одним для поиска качественной полезной информации в интернете, а другим — для начала своего дела. Честным преподавателем отрезают возможность поделиться знаниями и заработать на этом», — сказала Алина, 17 лет.


Многие ребята не смогли с уверенностью сказать, что закон кажется им полезным. Но нашлись и те, кто не был так категоричен:

«Я считаю, что это удобный способ контролировать то, что контролировать не получается, — интернет. Закон, к сожалению, расписан немного расплывчато, поэтому не понятно, кто попадет под его влияние», — прокомментировала Марина, 17 лет.

«Не решила, как отношусь к закону. С одной стороны, возможно, это нужно для повышения качества образования, получаемого вне учебных заведений. С другой стороны, есть опасения, что из-за поправок многим талантливым людям будет сложнее воплощать образовательные проекты», — ответила Гульнара, 18 лет.

Как закон повлиял на онлайн-школы? 

«Моей онлайн-школы закон пока что никак не коснулся. Думаю потому, что я преподаю журналистику детям без агитации и какой-либо пропаганды. Моя задача — готовить к экзаменам и не выходить за рамки этого. У меня нет ничего, что подразумевало бы идеологическое воздействие», — поделилась Юлия Градинару, создатель онлайн-школы журналистики «ЖуркаМурка».

Логично, что многие онлайн-школы не занимаются агитацией и пропагандой. Они дают только «научный» материал и не придумывают ничего нового. Поэтому, вероятно, эти проекты не так уж и рискуют. 


У закона есть как плюсы, так и минусы. Нельзя с уверенностью сказать, как нормативный акт отразится на нашей жизни: пойдет на пользу или, наоборот, помешает воспользоваться возможностями. Вероятно, в первую очередь, государство будет бороться с мошенниками и людьми, которые распространяют ложную информацию. Ведь цель проекта — не закрыть доступ к знаниям, а обезопасить и проконтролировать процесс обучения.



Комментировать

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое