О литературной мартовской смене в «Сириусе» мне рассказала учительница русского языка и литературы: она показала мне положение об участии в конкурсном отборе. В нем указаны достижения, за которые можно получить баллы при подаче заявки. Я отправила грамоты о призерстве на муниципальном этапе ВсОШ по литературе, лучшие из публикаций в газете города Сарапула, характеристики от учителей школы и редактора газеты, справку об отличной успеваемости по русскому языку и литературе, а также мотивационное письмо на тему «Почему я хочу поехать в «Сириус». Проходной балл для участия в программе «Литературное творчество: классическая литература» составлял 20 баллов, я набрала 22.
Как же попасть в «Сириус»?
1. Участвуйте во всевозможных олимпиадах. В «Сириусе» котируются все состязания из перечня олимпиад для школьников
2. Зайдите на сайт «Сириуса», найдите вкладку «Образовательные программы», выберите интересующее направление, изучите критерии и этапы отбора
3. Отправьте заявку об участии и портфолио. Если необходимо, пройдите несколько этапов отбора
4. Дождитесь результатов.
На одни направления попасть сложнее, чем на другие. Например, отбор на все программы «Науки» проводится в несколько этапов, и одного портфолио будет недостаточно.
Если ваше портфолио не состоит из дипломов победителей Международных или Всероссийских олимпиад, не расстраивайтесь. Как показывает мой опыт, попасть в «Сириус» можно и без стопки грамот. Меня выручили публикации в газете, благодаря которым я набрала недостающие баллы.
Мозговой штурм: как проходит обучение?
Занятия на программе «Литературное творчество» разделили на четыре модуля: исследовательская работа, читательские инициативы, сочинение и мастерские. Каждый из блоков длился от трех до пяти дней и сопровождался лекциями и мастер-классами.
В «Сириусе» принята стобалльная система, за каждое задание нужно набрать определенное количество баллов. По окончании смены выдается сертификат о прохождении стажировки в «Сириусе».
Модуль «Исследовательская работа»
На первой лекции нам предложили самостоятельно придумать творческое задание и выполнить его. Некоторые ребята писали стихотворения, другие — создавали рисунки. Позже каждый делился тем, что у него получилось. Это была проверка на креативность.
Работа над исследованием началась со второго занятия, нам предложили на выбор несколько тем. Можно было работать как в группе, так и индивидуально. Моя исследовательская работа называлась «Значимость субтекстов в романах Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Кстати, лучшие материалы были представлены на общей конференции.
Модуль «Читательские инициативы»
В рамках этого блока мы делились впечатлениями от произведений Альманаха «Сириуса». В нем собраны работы ребят с предыдущих смен, которые получили максимальные баллы.
Модуль «Сочинение»
Днем мы слушали лекции по произведениям Достоевского и Булгакова, Гумилева и Мандельштама, а вечером — писали сочинения. Лекции читала доцент Казанского государственного университета и кандидат филологических наук Лия Ефимовна Бушканец. Читала интересно, и видно было, что ей самой нравится рассказывать об этом. Она пошагово объясняла, почему человек — существо противоречивое, часто говорящее не то, что думает на самом деле, проводила параллели с произведениями классиков русской литературы. Ее методика и позволила запомнить большой объем информации.
Сочинения проверяли редакторы — студенты бакалавриата или магистратуры, которые приехали в «Сириус» уже на студенческую программу в качестве наставников. Работа над сочинением проходила в два этапа: написание и проверка, а затем исправление ошибок и повторная проверка. После нее и выставлялись окончательные баллы.
Работы некоторых ребят были настолько оригинальны, что за них поставили на балл выше максимального. У таких мастеров слова сумма баллов составила 101 из 100 возможных.
Модуль «Мастерские»
Из нескольких мастерских, студии мультфильмов, инфографики, инсталляции, лонгридов и театральной студии, мы выбирали одну. Затем создавали свои продукты: кто-то в команде, кто-то — индивидуально. За четыре дня плодотворной работы ребята из театральной студии поставили спектакль и показали его на фестивале мастерских. Строчки некоторых песен из представления до сих периодически звучат в голове: «Если все идут вперед, оглянись назад, и увидишь: свет будет именно там». Сценарий и тексты всех песен ребята писали самостоятельно. Их наставниками были художественный руководитель Творческой лаборатории «Ювента» Виктор Иванович Николаев и профессор, доктор филологических наук Мария Александровна Черняк.
Источник фото: https://vk.com/album-71991592_279797810
Мастер-классы в «Сириусе»
Профессора из разных университетов и молодые преподаватели «Сириуса» проводили мастер-классы. Тематика была обширной: от истоков и толкования поэзии до разбора отдельных аспектов в классических произведениях. Один из мастер-классов был посвящен анализу некоторых глав из романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Занятие проводила доктор филологических наук, профессор Ярославского государственного педагогического университета Татьяна Геннадьевна Кучина.
Оказывается картины природы в нескольких главах Пушкин почти скопировал у Баратынского. А в третьей главе, где описывается бег Татьяны к ручью звучит явная ирония Пушкина. «Представляете, сколько бежала Татьяна? И при этом она еще «кусты сирен переломала, по цветникам летя к ручью», — с улыбкой заметила Татьяна Геннадьевна. С тех пор этот фрагмент стал одним из моих любимых.
Здорово, что все мастер-классы можно было выбирать через приложение «Сириус». Это давало возможность посещать то, что нужно тебе, и общаться с ребятами с других направлений.
«Сириус» — это не только учеба
Клубные занятия
Примерно в середине смены нам предложили выбрать клуб по интересам. Были интеллектуальные игры, журналистика, тайм-менеджмент, личная эффективность, искусство, спорт. Всего провели пять занятий по каждому из клубов, на встречах было чуть-чуть теории и много практики. Я записалась в клуб по журналистике, где нам рассказали основные правила написания текстов. На последнем занятии мы представили материалы на разные темы.
Активности в «Сириусе»
«Сириус» заботится не только об интеллектуальном развитии стажеров, но и о физическом. Поэтому в течении смены можно было посетить несколько спортивных занятий: их мы также выбирали через приложение. Предлагали и фитнес, и аэробику, и танцы, и катание на коньках. Правда, попасть на каток было сложно: все горели желание покататься. Но мне посчастливилось побывать там дважды.
Источник фото: https://vk.com/album-71991592_280487979
Когда я вернулась в Сарапул, поразилась тому, сколько горизонтов открылось передо мной. Я поняла, в каком направлении хочу развиваться, что именно мне нужно делать для этого. В небольшом городе часто преуменьшаешь свои силы и возможности, которые тебя окружают. А «Сириус» показывает, насколько велик и интересен мир. После смены понимаешь, каких высот можно достичь, если целеустремленно идти к ним. Там этому учат и преподаватели, и редакторы, и кураторы команд.
Личным опытом делится Анастасия Таначева, УрФУ, г. Екатеринбург