Корреспондент кидает дротики, за дверью монтажер собирает сюжет.
— Представьтесь, пожалуйста
— Александр Кокорин, корреспондент
— Есть к чему стремиться?
— Да, до специального корреспондента. Но все это не имеет значения: здесь в должности корреспондента можно быть и ведущим, и монтажером, и оператором — реализовывать себя как угодно. До этого я был ведущим программы «Дежурная часть» на канале Россия 24, но вел я ее пару раз в месяц. Все остальное время работал корреспондентом.
Про выбор профессии
— Хотел поступать на режиссуру игрового кино, но к моменту сдачи вступительных испытаний в институт кино и телевидения понял, что готовился недостаточно качественно. Думал, будет легче, любви к кино будет достаточно. Нужно заниматься основательно и точечно — только так можно поступить. Лучше заранее понимать, к чему готовиться, знать ответы на все вопросы. Можно быть гениальным человеком, талантливым, но посыпаться на каких-то психологических моментах.
В диалог вступает монтажер Антон:
— Ты испугался в КИТ поступать, а меня без экзаменов туда взяли.
— Так тебя на какой факультет-то взяли? Сейчас я бы поступил туда, но не особо хочется уже.
— Не грустил, психологически был готов к походу в армию уже тогда. И то, что я поступил в наш университет и даже достаточно легко, по сути, просто отсрочило мне армию. Кстати, служить было интересно, не хотелось косить, было бы неприятно это делать, проще было сходить. Сейчас ни о чем не жалею.
Когда решил пойти на журфак, никто не влиял на меня, я подумал, что это максимально подходящий вариант для меня. Скорее всего, история моей профессиональной деятельности — стечение успешно выстроенных обстоятельств. Я хорошо написал экзамен по литературе — это следствие не подготовки, а того, что я увлекался и по сей день увлекаюсь этим предметом. Видимо, любовь к чтению, к художественной и иногда научной литературе вылилась в желание создавать тексты. Учился я успешно, без сожалений, мыслей лишних. На втором курсе практиковался в газете, но она мне не понравилась и летом после третьего курса меня университет направил сюда. Я остался здесь работать, благодаря этому в вузе было много поблажек: мол, зачем учить человека, который уже работает?.. Совмещать учебу и работу было просто. Преподаватели с пониманием относились к тому, что иногда я не приходил на пары. Диплом писал на тему карельского телевидения: решил схалтурить. В итоге защитил на «пять».
— Я сейчас смонтирую и продолжим, хорошо?
Про необходимость высшего образования
— Думаю, высшее образование — хороший сопутствующий фактор. Неплохо, когда есть теоретические или исторические знания. Они лишними не будут, возможно, однажды пригодятся. Профессионализм и опыт приходят на практике. Работе, как у нас говорят, «в поле» университет не научит. Я знаю много коллег, которые никакого отношения ни к журфакам, ни к учебе, связанной с журналистикой, не имеют. Тем не менее работают и вполне успешно. В целом высшее образование нужно так же, как кому-то нужен военный билет или паспорт. Это то, что необходимо современному человеку.
— Чего, Антох, все, что ли? Смонтировал?
— Я в шоке, ты так хорошо о себе рассказываешь, так красиво, я аж заслушался…
Про первые сюжеты
— Меня сразу бросили на амбразуру: без лишних разговоров однажды сказали: «Все, Саша, водитель такой-то, оператор такой-то, место действия — деревня такая-то». У меня не было времени на раскачку. Когда шел сюда работать, только смутно представлял, что здесь происходит. Все делал ради опыта, которого тут можно получить много. Сама понимаешь, сколько нужно проделывать работы обычному корреспонденту. Если это не сведет с ума, точно подарит много навыков. Коллектив принял меня. Здесь до сих пор работают операторы и режиссеры, которые были, когда только пришел. Это монтажеры у нас любят прийти-уйти. Но часто возвращаются…— Да, Антон? Сколько раз ты возвращался?
— Я? Один раз.
— Илья раза четыре возвращался.
— На один день однажды уволился…
— Со временем понял, что мне все это нравится. Первый сюжет до сих пор помню: лето, выставка самодеятельной художницы матушки Зинаиды. Это была женщина в годах, еще и матушка, она в одном из карельских домов культуры выставляла экспозицию кукол. Ни разу этот сюжет с тех пор не видел.
— Ни разу в принципе не видел… – усмехается Антон.
Мы спускаемся в фойе. Периодически сотрудники ГТРК выступают в роли слушателей интервью.
Про первый прямой эфир
— Я помню псевдопрямое включение, жанр life-to-tape (особый вид съемки сюжета, когда журналист постоянно находится в кадре и участвует в событиях, о которых рассказывает — прим. ред). Университетское мероприятие, шествие в день рождения вуза. Там были нынешние студенты, выпускники разных лет, преподаватели, ректор. Сюжет нужно было сделать быстро — нервное занятие. Вот тогда, наверное, я и понял, как журналистика работает.
Продюсер, которая присоединилась к разговору, вспоминает:
— Мы сидели в редакции, включили телевизор, нарезали сыр, вообще все тряслись. Но для первого раза в этом жанре сюжет был хорош.
Про начальство
— Я всегда с пониманием отношусь к просьбам. На работе настрой у меня такой: начальству не перечу, с начальством не спорю, работаю по максимуму — быстро и качественно. Бывают темы, которые не особо интересны, но не мое дело обсуждать эти задачи. Делай дело и делай хорошо — такой принцип. Если совсем что-то из ряда вон выходящее — все обсуждаемо. Но за пять лет работы я ни разу не говорил того, с чем был бы не согласен. Услышал, проверил, сказал — так и работаю.
Про график работы
О темах сюжетов
— Темы сюжетов ищет продюсер — человек, к которому стекается вся информация и который решает, что актуально. Но, если тему придумывает корреспондент, это сильно поощряется, правда, не в денежном эквиваленте.
Была такая ситуация: я еще вел «Дежурную часть», криминальных событий в республике, к счастью, не так много, а тут прям под носом, в соседнем кафе зарубили топором человека. Грех было не сходить и не снять. Это был не сюжет — я снял картинку, а в студии рассказал то, что знал.
Есть направления, которые мне нравятся, и в некоторых ситуациях начальство понимает, что это может заинтересовать меня, поэтому материал дают мне. Есть темы, по которым меня априорно назначают, если это серия сюжетов, например.
Самый запоминающийся сюжет
— Я могу не со своей точки зрения рассказать, а с точки зрения друзей, которым я постоянно намекаю, что у меня несколько сотен сюжетов вышло, между прочим, а они помнят лишь один мой сюжет с гусиных бегов.
— Это та фотка с гусем?!
— Да-да…
Стоило мне однажды съездить в поселок Алексала Олонецкого района, снять гонку гусей и показать этот сюжет по дурости друзьям, они теперь, что бы я ни сделал, всегда будут мне напоминать про него.
— Я обязательно вставлю эту фотографию
Смеемся.
Причем сюжет был с «двойным дном»: это пародия на предыдущие. Бега эти проводились не в первый раз, и мой коллега снял до этого точно такой же сюжет с тем же гусем Ефимом. Я нашел этого гуся, который почему-то был чемпионом из года в год. Лучше гуся они, видимо, не могли найти. И примерно с таким же, как у коллеги текстом, с теми же героями сделал сюжет. Скорее, смеха ради, а не чтобы облегчить себе задачу.
Про предложения поменять работу
— За время, которое работаю здесь, поступило немало предложений, из которых можно выбирать бесконечно. И такой ход дела меня радует. Но я на предложения пока не соглашаюсь: всегда на собеседованиях находится какой-то фактор, который меня абсолютно не устраивает, и я понимаю, что здесь лучше. Работа интересная и разнообразная, это, наверное, и держит. Здесь все так легко и гармонично складывается, что от этого тяжело отказаться, по крайней мере, сейчас. Но пока есть энергия и мотивация — нужно куда-то двигаться.
А будущее немножко, да, страшит. Работа журналиста, знаешь ли, не очень уникальна. И ее с легкостью заменит компьютер в скором времени, мне кажется.
Про плюсы и минусы работы на ТВ
— Самое приятное — результат, ощущение хорошо выполненной работы. Оно появляется, когда было тяжело писать и снимать, но ты сделал, а затем получил результат. Не похвалу, а что-то, ради чего ты все это делал. Например, снял сюжет о ямах на дороге, а их залатали. Приятно быть тем, кто сопутствует положительным изменениям в обществе.
Еще, если работаешь в журналистике, в частности на телевидении, может показаться, что участвуешь в общественной жизни. Ты окружен информацией, для многих это важно и полезно. Журналистика —демоверсия всех наук: это и психология, и социология, и антропология. Обладая какой–никакой наблюдательностью, можно узнавать жизнь. Мне нравится коллектив, я со всеми сдружился, интересно участвовать в жизни города, республики.
В работе, конечно, больше плюсов, чем минусов, но и последние есть. Например, хочется иногда как писателю сидеть вечерами, писать тексты, искать слова, но на это здесь времени нет. Зарплату хотелось бы побольше, но, думаю, представитель почти любой профессии скажет это.
Про свободное время
— Стараюсь быстро работать, но без потери качества. Наверное, в любом деле найдется время немножко поотвлекаться, попрокрастинировать. Я на работе привык заниматься работой, поэтому свободного времени достаточно. Разрабатываю сейчас свою доктрину отдыха. Чтоб это не превращалось в какую-то обыденность с походами по кафешкам, по каким-то злачным заведениям. Считаем с друзьями, что отдых нужно сопрягать с какой-то физической активностью, с походами или магнитной рыбалкой. Это, кстати, увлечение спонтанно появилось: отец неизвестно откуда принес магнит на 400 кг (магнит может поднять 400 кг – прим. ред). Отдых от работы в основном проходит в изоляции от людей, хочется куда-нибудь подальше уехать и там сидеть себе в тишине, в одиночестве. Только такой отдых. И поменьше о работе говорить.