EdTech – что это такое?
EdTech – новый формат обучения, который по своей сути напоминает онлайн-школу. Вот только здесь не просто читаются лекции по видеосвязи, а используется более широкий спектр цифорвых возможностей: игры, шоу, искусственный интеллект, технологии персонализации. Грубо говоря, разработчиками используется всё, что поможет сделать образование доступнее, проще и эмоциональнее. Наиболее широко EdTech представлены на рынке такими платформами, как «учи.ру», Skillbox, Skyeng, Maximum Education или GetCourse.
Как развиваются EdTech технологии на рынке образования в России?
Российский EdTech наиболее активно проявил себя в сегменте онлайн-образования. По данным совместного исследования TalentTech и «Нетологии», в конце 2019 года объем российского b2c-рынка онлайн-образования составил 38,5 млрд рублей при среднегодовых темпах роста на уровне 20%. По прогнозам аналитиков, к 2023 году он должен достичь отметки в 60 млрд рублей. А особенно большой рост пришелся на 2020 год (30-35%).
Все это говорит о том, что онлайн-обучение уже сегодня может стать популярнее традиционного. На то есть несколько причин: во-первых, это удобная инфраструктура, которую можно адаптировать под собственные потребности, во-вторых, компаниями проводится постоянный анализ аудитории, а характер обучения изменяется в соответствии с её запросами (например, часть материала может подаваться в виде компьютерной игры, увлекая детей в образовательный процесс), в-третьих, здесь ребята смогут выбирать то, что им действительно необходимо и интересно, благодаря чему обучение будет становиться эффективнее.
Анастасия Нифонтова, начавшая продвигать сферу онлайн-образования с 16 лет, поделилась своим видением EdTech: «Моя самая большая цель – перевернуть образование, потому что чувствую, что что-то здесь идет не так. Командой мы создаем образовательные игры по навыкам и актуальным профессиям в формате симбиоза кино, игрового движка, голосового смешивания с микрообучением, адекватным количеством текста и полной коммуникацией в Телеграмме. Я чувствую, что так мы сможем изменить образование».
Что лучше: EdTech или традиционное образование?
С приходом дистанционного формата в наше обучение, общество разделилось на два лагеря: некоторые считают, что такой способ образования оказывается рабочими и нравится студентам и школьникам в разы больше обычных уроков и пар, другие – что в такой системе от традиционного образования ничего не осталось.
Мария Додина, студентка 3 курса ПНИПУ, рассказывает: «Когда пары переехали в ZOOM и BBB, я смогла наконец выдохнуть – появилось время на что-то, кроме учебы. Это удобно. Могла слушать лекции, пока занималась спортом, вставать за пять минут до пары и ни о чем не переживать. Конечно, было понимание, что вечно так продолжаться не может, я учусь на биотехнолога, мне нужна практика в лаборатории. Наверное, это самый главный минус дистанционного образования. Что интересно: столкнувшись с такой проблемой, начала думать, можно ли создать лабораторию в домашних условиях? И, как мне кажется, в будущем с этим не будет проблем именно благодаря развивающимся технологиям. Я бы с удовольствием выращивала бактерии на своем подоконнике».
Но не все разделают уверенность в новых форматах обучения. Сергей Владимирович Поросенков, профессор кафедры философии ПГНИУ, имеет кардинально противоположное мнение: «Ну как к этому можно относиться? Когда студенты находятся в стенах университета, с ними есть прямой контакт, я вижу лица и понимаю, что меня слушают. Здесь же все скрываются за черными квадратами, камеру не включают, я рассказываю свой предмет в пустоту. Университет, как место учебы, никогда не исчезнет, его ничего не заменит. Студенты и так постоянно в телефонах, а если еще и учиться через них… Ну вы понимаете».
Конечно, пока что к университетам доверия больше, чем к образовательным курсам, и у преподавателей, и у студентов, и у работодателей. Но что, если отрицая все новое, мы остаемся позади прогресса? Сейчас основное внимание компаний EdTech сводится к привлечению новых студентов через сарафанное радио. Благодаря этому повышается ценность онлайн-обучения, но всё же не достаточно, чтобы вытеснить школы: обучаясь в очных форматах, дети и материал усваивают лучше, и больше общаются между собой, перенимают ценности, воспитываются.
Заменит ли EdTech уроки и пары?
За кем же будущее? Сейчас делаются предположения о том, что в дальнейшем вовсе не будет деления на традиционное и онлайн-образование, все сольется в единую систему. «Трансформация рынка образования сейчас происходит так: мастодонты, которым десятки лет, двигаются в сторону цифровизации, а молодые и амбициозные EdTech-компании двигаются в сторону академического образования», – поделился управляющий партнер и директор по развитию бизнеса компании Skyeng Александр Ларьяновский. Это не значит, что данные и алгоритмы направлены на замену учителя. Наоборот. Данные и алгоритмы – это способ перейти от модели «мы обучаем толпу» к модели «мы обучаем конкретного человека». Технологии позволяют создать в образовании индивидуализацию, которая является сейчас безусловным трендом во всем. Это то, что EdTech привносит и продолжит привносить в традиционное образование.
Пока что сложно однозначно сказать, придётся ли студентам учиться 4-5 лет в университете, чтобы получить диплом о высшем образовании, будут ли дипломы курсов учитываться при приеме на работу и возможно ли обучиться по профессии за несколько месяцев. Думаю, мы сами увидим ответы на эти вопросы через несколько лет.