Три года назад мы уже обсуждали с подростками, что необходимо изменить в их школах. Тогда ребята жаловались на шестидневную учебную неделю, отсутствие душа в раздевалках, проблемы в общении с учителями. Тот материал оказался популярен: набрал почти 35 000 просмотров, поэтому мы решили выяснить: чем сейчас недовольны школьники и изменилось ли что-то за три года.
Ксения Руссу из Домодедовской школы №7 жалуется на атмосферу в учебном заведении и несовременный подход педагогов:
— В школе несколько очевидных минусов: некоторые учителя используют устаревшие методы преподавания, в помещениях давно не делали ремонт. Больше всего не нравится, что в школе нет атмосферы, ради которой хотелось бы ходить на учебу, в которой хотелось бы развиваться и с интересом воспринимать информацию.
Насчет ремонта Ксению поддерживает Владислав Фомин из школы №4:
— Я бы провел капитальный ремонт: сделал комфортные зоны отдыха, обновил столовую. Создал бы школьную прессу, а с ней выходил бы на фестивали, тренинги. Не помешает приглашать студентов для презентации вузов, сотрудничать школам и местным производствам, чтобы проводить экскурсии для школьников, помогать им с профориентацией.
Еще ребята выступают против строгой школьной формы: говорят, она никак не улучшает образовательный процесс — только доставляет ученикам дискомфорт. Собственно, как и дорогая еда в столовой. Дарья Топильская из школы №19 говорит:
— Я бы разрешила свободную форму: не думаю, что дресс-код влияет на успеваемость школьника. Еще изменила бы систему питания: или сделала бы еду бесплатной для всех, или понизила бы цены.
Но свободы подростки хотят не только в одежде и, например, выступают за смягчение цензуры. Анастасия Белых из школы №10 предлагает:
— На внеурочных мероприятиях хотелось бы больше современных идей и решений. Если это концерты — не только посвященные Великой Отечественной войне. Это важно, но есть и другие поводы и праздники. Охрана в школе оставляет желать лучшего. И главное — я бы отменила цензуру: не дают поставить номер на песни, где есть хотя бы одно слово (к тому же, вырванное из контекста) про власть, деньги или алкоголь.
Немалая часть школьников жалуется на учителей и их отношение. Например, Андрей Марков, ученик Домодедовского лицея №3 им. Героя СССР Ю. П. Максимова, считает, что дело — в выгорании:
— Первый минус школы — ненужные предметы в программе 10 и 11 классов, которые отвлекают от подготовки к экзаменам и отнимают много драгоценного времени. Второе — учителя с профессиональным выгоранием, которым уже нет дела ни до учеников, ни до предмета.
А Арина Слизская из Домодедовской школы №7 говорит, что преподавателям нужно изменить отношение к ребятам и общаться с учениками на равных:
— Меня не устраивает отношение некоторых педагогов к нам, школьникам. Бывает, учителя унижают учеников или сомневаются в их способностях. Думаю, это негативно влияет на самооценку человека и приводит к некоторым комплексам. Мне кажется, учителям нужно начать с себя и научиться общаться уважительно, прежде чем начинать преподавать.
Выходит, за последние три года практически ничего не изменилось: подростки по-прежнему хотят изменить программу, отношение учителей, бытовые условия и атмосферу в школе. Но легко говорить — трудно сделать. Поэтому мы предложили ребятам подумать: как можно воплотить их идеи в жизнь? Многие считают, что стоит организовать кружки, связанные с хобби, исключить из программы старших классов предметы, которые не касаются будущих профессий девушек и юношей, разработать новые методы подачи информации и проведения уроков. Но реально ли это, если учителя загружены бумажной работой, а многие школы из-за коронавируса вновь находятся в шаге от дистанта?..