- Недавно, в день учителя президент Путин и сказал, что к 2022 году проект «Навигаторы детства» необходимо реализовать по всей России, а советники по воспитанию должны появиться в каждой школе. Как вы думаете, почему? Это действительно так важно для детей, или это просто способ продвинуть новую инициативу?
- Думаю, что вся история с советниками актуальна для тех регионов, где в принципе нет четко выстроенной системы воспитания, для школ, которые находятся достаточно удаленно от регионального центра. В этом случае советники по воспитанию становятся основой воспитательной деятельности в работах школ. Они делают так, чтобы воспитательная работа не была фоновой деятельностью, мол «главное – учеба, а всей активистской деятельностью потом занимайтесь». Но нет, детям это нужно, поэтому хорошо, если советниками это будет реализовываться.
Эта программа нацелена еще не просто на детей, но и на всю систему образования. Ведь это ещё способ привлечь новые кадры в школы. В основном, конечно, молодых людей. Если у нас в городе еще работает достаточно много молодых педагогов, то в отдаленных городах их явно не хватает. А это, конечно, важно, потому что разрыв поколений очень сказывается на воспитательной работе.
- На самом деле, официального положения о них пока нет, появится – будем смотреть. Мне кажется, что советник должен привлекать детей к участию в общегородских просветительских проектах, конкурсах, помочь разобраться в том, что им более интересно, сделать более насыщенной и разнообразной внеучебную деятельность. Советники должны стать не столько учителями, сколько наставниками: помочь детям определиться, например, в выборе профессии, найти и помочь поучаствовать в конкурсах, помочь найти себя. На мой взгляд, задачи у него примерно такие будут.
- Здесь всё зависит от школы и конкретной личности. Если есть педагог, который является наставником, примером, с которым интересно пообщаться не только формализовано, но и неформально, как бы вы его не назвали и какой бы ярлык на него не повесили (хоть советник, хоть навигатор, хоть педагог-организатор), к нему дети всегда потянутся. Здесь вопрос содержания, форма, на мой взгляд, она вторична. А педагогов, которые привлекаются в проект, всему этому обучают и в институтах, и на специальных форумах.
-Честно? Не знаю. Родители сегодня, в общем, не очень вовлечены в деятельность школы: многие приводят детей утром, потом забирают вечером и всё. А нужно, чтобы школа видела в родителях поддержку, а не препятствие.
Вот и мы, честно говоря, тоже не знаем, сможет ли введение новой должности изменить ситуацию. Возможно, это из-за того, что так и не ясно, что за человек советник: для чего он нужен детям, и чем с этими детьми он будет заниматься. Может, потому что не понятно как он получит доверие детей, которого сегодня так не хватает. И еще больший вопрорс - как этого светника будут привлекать к работе в школе, если молодые педагоги то и дело ищут работу «на стороне»: слишком уж не выгодно работать нынче с детьми. Для сравнения: в близлежащей Финляндии учитель получает, в средем 3900 евро в месяц (323 265 рублей), у нас - от 20 до 30 тысяч.
Так, может, поэтому мы не видим, как советники помогают детям в этих самых 10 пилотных регионах, а в школьных новостях продолжают мелькать заметки о подростках с оружием? Так чего же не хватает нашей школе - охранников, металлоискателей, дисциплины? А, может, просто достойной зарплаты учителям? Тогда востребованны будут и советники, и советы.
Интервью брала Вероника Митрофанова.