Он устраивал выставки по стране и за ее пределами задолго до передвижников (членов товарищества передвижных художественных выставок, образованного в 1870), одним из первых русских художников посетил США, написал более 6 000 картин. Некоторые его работы из залов национальных галерей переместились в парадные комнаты Президентских дворцов Турции и США. Рассказываем, почему Иван Айвазовский — больше, чем маринист.
Картины Ивана Айвазовского в Третьяковской Галерее
Ничто таланту не помеха
Будущий художник родился в семье небогатого купца. После эпидемии чумы отец мальчика разорился, старшего сына отдали на воспитание в богатый дом. Айвазовский начал рисовать уже к 12 годам: делал наброски турецких крепостей с книжных иллюстраций.
«Не довольствуясь этими рисунками, развешанными в квартире отца (отец его имел в ту пору еще обветшалый, полуразвалившийся домик на краю города Феодосии), он рисует на наружных стенах отцовского дома, и эти рисунки, изображающие военные типы, заставляют останавливаться толпами прохожих, простодушно явившихся таланту мальчика-художника», — вспоминает Н. Н. Кузьмин в книге «Пленник моря. Встречи с Айвазовским» (1901).
О росписях на стенах узнал градоначальник Феодосии Александр Иванович Казначеев. Он навестил мальчика в родительском доме, убедился в красоте его рисунков, и чуть позже Ивана взяли на воспитание в семью Казначеева.
В высшем феодосийском обществе молодой художник находился три года. Когда Александра Ивановича назначили губернатором Тавридии, Айвазовский из Феодосии вместе с семьей покровителя перебрался в Симферополь.
Воздух над морем
В 1833 году будущий великий художник приехал в Петербург и стал самым юным учеником Академии художеств. Его учителем был Максим Николаевич Воробьев, выдающийся русский пейзажист.
Воробьев, «Набережная Невы у Академии Художеств»
Воробьев, «Вид близ Варны. На берегу Черного Моря»
Воробьев, «Автопортрет»
Вскоре в Петербург по приглашению императора Николая I приехал французский пейзажист Филипп Таннер. На Рождество 1835 года в Эрмитаже устроили выставку его картин. В музее Иван познакомился с иностранным мастером и напросился к нему в ученики. Айвазовский создавал черновые этюды для Таннера и параллельно писал свои картины. На выставке 1836 года вместе с работами маэстро показали и пейзажи Айвазовского. Критики осудили Таннера за неправдоподобность, а «Вид над взморьем в окрестностях Петербурга» («Воздух над морем»), работу его ученика, напротив, оценили высоко.
Иван Айвазовский. «Вид над взморьем в окрестностях Петербурга» («Воздух над морем»), 1835 год
Филипп обиделся на Айвазовского, даже пожаловался императору, что Иван обманом разместил свои этюды на выставке. Так карьера будущего великого художника оказалась под угрозой. Однако бывшего ученика Таннера защитили В. А. Жуковский, И. А. Крылов, президент Академии художеств А. Н. Оленин и учитель рисования императорской семьи А. И. Зауервейд. Последний показал ту работу Николаю I и намекнул, что молодой талант нужно поддержать. Тогда император распорядился выдать премию Айвазовскому, а Александр Зауервейд сделал юношу своим учеником: так Иван начал постигать основы батальной живописи.
«Вид над взморьем в окрестностях Петербурга» («Воздух над морем») в Третьяковской Галерее
Крымские походы
В 1837 Айвазовский досрочно окончил Академию художеств и получил золотую медаль, после завершения обучения Иван совершенствовал мастерство в Крыму. На этой необычной стажировке Айвазовский познакомился с архитектором, братом Карла Брюллова, Александром. Вместе они написали портрет М. П. Лазарева, военного губернатора Севастополя, в прошлом — путешественника и первооткрывателя.
Знакомство с вице-адмиралом позволило художнику посетить мирные порты (Одессу, Керчь, Феодосию) и отправиться на морской фронт.
«Все мое вооружение состояло из пистолета и портфеля с бумагой и рисовальными принадлежностями», — вспоминал Иван Константинович о той поездке. Айвазовский учился писать корабли, моряков, снаряжение, делал эскизы портретов Нахимова, Раевского, Лазарева — постепенно становился профессиональным художником-маринистом.
Александр Брюллов и Иван Айвазовский. «Портрет вице-адмирала М. П. Лазарева» 1839 год
Итальянское путешествие
Затем художник поехал в Италию, добравшись до нее, первым делом отправился в Венецию. «Развенчанная царица морей, спящая непробудным сном на берегу чудесного своего залива, очаровала меня», — вспоминал Айвазовский позднее. Неудивительно, что после людных Берлина и Дрездена старинная и загадочная Венеция с ее узкими улочками и водными каналами казалась Ивану Константиновичу вдвойне чудесной.
Айвазовский побывал во Флоренции, объехал все Неаполитанское побережье. В Риме окончательно сложился творческий метод Ивана Константиновича: он понял, что писать с натуры — не его удел.
Развенчанная царица морей, спящая непробудным сном на берегу чудесного своего залива, очаровала меня
Иван Айвазовский о Венеции
Фрагмент картины Ивана Айвазовского «Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива», 1842
Кроме того, художник, наконец посетил остров святого Лазаря, на котором жил старший брат. Он постригся в монахи и принял имя Габриэла. Иван Константинович по-своему выразил неоднозначные чувства от встречи с братом: тоску из-за долгого расставания, радость семейного воссоединения.
Создание «Хаоса»
В 1841 году Айвазовский написал картину «Хаос. Сотворение мира». Необычная композиция, игра цвета и тени, интерпретация выбранного сюжета — эти черты выделяли работу на выставке среди прочих. Картиной заинтересовалась церковь: некоторые священники пожелали проверить ее на соответствие библейскому сюжету. Художник понимал: если католики не примут картину, из Италии придется уехать.
Оценить «Хаос» приехал папа Римский. Ему понравилась работа русского живописца, он захотел выкупить картину. Айвазовский не взял денег с церкви — подарил полотно. Об этом поступке заговорили буквально все итальянцы, Ивана Константиновича начали звать на приемы в высшее общество.
Вот, что об этом сообщает российская «Художественная газета», номер 11, 1841 год:
«…В Риме на художественной выставке картины Гайвазовского (вариация фамилии, — прим. ред.) признаны первыми. «Неаполитанская ночь», «Буря» и «Хаос» наделали столько шуму в столице изящных искусств, что залы вельмож, общественные сборища и притоны артистов оглашались славою новороссийского пейзажиста; газеты гремели ему восторженными похвалами, и все единодушно говорили и писали, что до Гайвазовского никто еще не изображал так верно и живо света, воздуха и воды. Папа купил его картину «Хаос» и поставил ее в Ватикане, куда удостаиваются быть помещенными только произведения первейших в мире художников».
...газеты гремели ему восторженными похвалами, и все единодушно говорили и писали, что до Гайвазовского никто еще не изображал так верно и живо света, воздуха и воды.
«Художественная газета», номер 11, 1841 год
Хорошее дело браком не назовут
В Россию Иван Константинович вернулся с триумфом. Он получил звание Академика и был прикомандирован к Главному морскому штабу в качестве художника. В Петербурге Ивана Константиновича приняли в высшее общество. Айвазовского очаровала гувернантка в семье знакомых художника Юлия Гревс. Она была дочерью бывшего придворного медика Александра I. Этот союз совсем не понравился Петербургскому обществу: Юлия считалась простоватой партией для признанного в Европе художника.
У пары родилось четыре дочери: Елена, Александра, Мария и Жанна, но совместная жизнь пары не заладилась. Многие биографы утверждают, что молодая и амбициозная бывшая гувернантка не разделяла тяги художника к спокойствию и тишине, а кто-то считает, что Иван Константинович мешал Юлии появляться в высшем кругу вместе с дочерьми, что затрудняло вступление девушек в брак.
Иван Айвазовский с первой женой, Юлией Гревс, и дочерьми
В 1866 Юлия забрала дочерей из провинциальной Феодосии в Одессу.
А в 1870 писала об этом браке в прошении к императору Александру II так: «Молодой, не знающей жизнь и людей, я вышла замуж за художника Ивана Константиновича Айвазовского, с которым была знакома весьма короткое время. Ревнивый и властолюбивый его характер приучил меня к покорности и боязни мужа. Вскоре он повез меня в Феодосию, где я была принуждена жить в продолжение двенадцати лет в кругу многочисленного его семейства, пропитанного воспитанием и нравами восточными — во всем противоположными полученному мной воспитанию, и я подпала под совершенную от них зависимость, под влиянием всех возможных с их стороны интриг с целью поселить раздор между мужем и мной и удалить его от меня и детей для своекорыстных целей».
...я была принуждена жить в продолжение двенадцати лет в кругу многочисленного его семейства, пропитанного воспитанием и нравами восточными..
отрывок из письма Юлии Гревс
Смертоносная волна
В 1844 Айвазовский попал в шторм в Бискайском заливе. Российские газеты уже начали писать о смерти художника, но поврежденное судно все-таки вернулось в порт. Ощущение зарождающейся бури, буйства стихии надолго запомнилось художнику и вдохновило его на написание самой известной картины. В 1850 Айвазовский закончил полотно «Девятый Вал». Эта картина в начале 1898 года была передана в основанный Александром III Русский Музей, где и хранится до сих пор.
Иван Айвазовский. «Девятый вал», 1850 год
Самым плодотворным временем в жизни художника были 1850-ые годы. Айвазовский создал серию пейзажей «Богатства России», за которую первым из русских художников получил Почетный Орден французского легиона.
Иван Айвазовский. «Буря» 1857 год
Иван Айвазовский. «Зимний обоз в пути» 1857 год
Иван Айвазовский. «Чумаки в Малороссии» 1850-1860 годы
Муза и хранительница очага
Постепенно Айвазовский окончательно освоился в статусе всемирно известного художника: много писал, путешествовал, общался со знаменитыми людьми. Не хватало только семейного счастья в доме.
Лишь в 1882 Иван Константинович женился на вдове феодосийского купца Анне Бурназян, которая была на 40 лет его моложе. Юлия Грейвс болезненно восприняла второй брак Айвазовского. Несмотря на то, что они уже пять лет были в официальном разводе, англичанка с детьми ежемесячно получала содержание от бывшего супруга. Тем не менее сколько бы ни писала Грейвс во все инстанции о незаконности этого брака, он был заключен.
Иван Айвазовский. «Портрет жены художника Анны Бурназян», 1882 год.
Неодобрительно о доме Айвазовского отзывался и Антон Павлович Чехов, который приезжал туда в 1888 году:
«Вчера я ездил в Шах-мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал. Обед длинный, тягучий, с бесконечными тостами».
Иван Айвазовский. Автопортрет
Иван Константинович был человеком честолюбивым и гордым — к празднованию своего восьмидесятого Дня рождения подошел основательно. Айвазовский сделал себе подарок: написал картину «Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его восьмидесятилетия». Разумеется, сюжет картины был основан на реальных событиях — настолько любили Айвазовского в Крыму.
Иван Айвазовский. «Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его восьмидесятилетия»., 1897 год
Умер художник в 1900, его похоронили в Феодосии, во дворе небольшой армянской церкви. Анна после смерти мужа осталась жить затворницей в Крымском имении художника, а в 1903 установила памятное надгробие на могиле мужа. «Рожденный смертным, оставил после себя бессмертную память», — гласила надпись на древнеармянском языке.