До итогового сочинения остается меньше месяца, поэтому разбираем последнее направление «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина». В работах по этой теме, по словам ФИПИ, нужно порассуждать, что такое общественная справедливость, в чем личная ответственность гражданина и как можно устранить социальные пороки.
Репетитор по русскому языку и литературе Татьяна Александровна Иванча считает, что в этом направлении будут собраны темы, связанные с проблемами государства и общества. «Выпускнику нужно описать ответственного гражданина, высказать мнение о пороках и их источниках, поразмышлять над темой человеческого счастья, взаимопомощи», — поделилась преподавательница.
Какие темы могут попасться?
В этом направлении темы часто соприкасаются с историей. Татьяна Александровна предположила, что на экзамене могут попасться такие вопросы:1. Что, на ваш взгляд, является источником социальных пороков?
2. Можно ли быть справедливым, не будучи человечным?
3. Может ли общество полностью избавиться от пороков?
4. Согласны ли вы с мнением Л. Н. Толстого: «Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести»
5. Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
6. Достижимо ли всеобщее счастье?
7. Чем опасно социальное неравенство?
8. Почему высшей ценностью человеческой жизни считается свобода?
9. Чем отличается неравенство от зависимости?
10.Согласны ли вы с мнением Шарль Луи Монтескье: «Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем»
Какие произведения прочитать?
Аргументы лучше брать из произведений, в которых авторы размышляют об острых социальных проблемах, устройстве общества и политической системе страны. В русской классической литературе эти проблемы освящены почти в каждом произведении.Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Это поэма об отмене крепостного права: реформа изменила жизнь каждого, причем не только в лучшую сторону. «Порвалась цепь великая, порвалась — расскочилася: одним концом по барину, другим — по мужику», — пишет Н. А. Некрасов. На примере этого произведения можно порассуждать о счастье, структуре общества и неравенства в нем.
Н. В. Гоголь «Мертвые души»
В поэме писатель размышляет о России и ее будущем. В «Мертвых душах» мы можем увидеть многие человеческие пороки, которые отражены в образах ключевых героев произведения. Гоголь в поэме обращается и к стране: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». Именно рассуждения автора вы можете использовать для сочинения.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
На примере комедии вы можете раскрыть позитивные и негативные черты гражданина. Например, Митрофанушка не желает учиться и ужасно относится к крепостным, а Правдин, напротив, помогает униженным крестьянам. К тому же, стоит обратить внимание на высказывания Стародума, который защищает честность, справедливость, уважение к человеку и презрение к «злонравию».
До экзамена остается не так много времени, но его достаточно, чтобы разобрать все направления или выбрать один блок тем и качественно подготовиться к нему.
— Что написать в итоговом сочинении по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня», читайте здесь
— Что написать в итоговом сочинении по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?», читайте здесь
— Что написать в итоговом сочинении по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека», узнаете тут
— Что написать в итоговом сочинении по направлению «Преступление и наказание — вечная тема», найдете тут
— Об итоговом сочинении 2021/ 2022 рассказывали здесь