Если ты учишься в школе или университете в 2020-2021 году, то вопрос о формате обучения уж точно не мог обойти тебя стороной. Признайся, задумывался же «вот закончится сейчас неделя выходных, а дальше что? В школу? Или снова на пару месяцев в дистант».
Причем одним – такой вариант только нравится, дескать собираться долго не нужно и заняться своими делами время есть. Другие, наоборот, возмущаются, ведь сложно слушать учителя через динамик ноутбука. Так давайте разберемся, что будет лучше для ребят и как адаптироваться под дистант, если все-таки придется?
ИЗ ДОМА – УДОБНЕЕ? ДА, НО НЕ ЭФФЕКТИВНЕЕ
Конечно, пандемия в 2020 году заставила и школы, и вузы, и учеников адаптироваться к дистанционному формату: сегодня решения о временной удаленке уже принимается без шока, а школьники и студенты все реже стремятся прогулять онлайн занятия.
Но при этом, согласно опросу ВЦИОМ, 55% родителей старшеклассников не довольны организацией дистанционного образования: слишком большая нагрузка и не очень хорошие результаты. То есть дети провозят за уроками почти весь день, но лучше знать предметы не стали. Самое интересное, что не довольны не только родители – дистанционку ругают и некоторые школьники, и учителя В чем же дело?
Этим летом, во франкфуртском университете имени Гёте на основе данных со всего мира провели исследование в эффективности дистанционного обучения и выявили несколько отрицательных факторов.
Во-первых, дистанционка оказывает расслабляющие влияние на школьников. Ученые сравнили это с эффектом каникул. То есть ребенок сидит дома, в комфортной обстановке, за ним почти не следит учитель, а на уроках всегда можно сослаться на сломанный микрофон или видеокамеру. Что хочется делать первым делом? Конечно же играть в компьютер, смотреть фильмы, или заняться своим любимым хобби. А вот уроки подождут. До прихода родителей. Или вовсе до завтра.
Во-вторых, оказалось, что у детей снижается уровень навыков, а это в свою очередь влияет на успеваемость. Вне школы детям дается большой объем информации для самостоятельного обучения, с которым им трудно справиться самостоятельно.
К тому же, учителя говорят о визуальном контакте с детьми, который так важен, но увы, в дистанционном формате не возможен. Даже видеоконференции не спасают – через камеру смотреть на весь класс сложно.
ПОЧЕМУ УЧИТЬСЯ ДОМА СЛОЖНЕЕ?
Увеличение нагрузки – это, конечно, одна из основных отрицательных черт дистанционки. Но если это еще можно регулировать, то возникает другая сложность – самоорганизация.
Планирование своего времени становится главной задачей ученика на дистанционке: нужно самому определить время просмотра лекции и дедлайн выполнения домашнего задания, иначе, есть вероятность отстать от группы и обращаться за помощью индивидуально. Так что самодисциплина и желание развиваться — это ваши лучшие друзья в дистанционном обучении.
Школьникам априори сложнее на дистанционном формате, чем студентам. Это обусловлено тем, что дети не могут сами распределять время для учебы, рядом должны быть взрослые. А пока взрослый занят работой, ребенок едва ли сядет за уроки, разве что под надзором старшего брата или сестры.
Вот у студентов с дистанционным форматом дела обстоят получше. Осознанное отношение к учебе повышает уровень ответственности перед самим собой. Об этом говорят исследователи из НИУ ВШЭ, которые пришли к выводу, что эффективность дистанционного обучения не уступает очному. В ходе исследования три группы студентов, разделенных по формату образования (очный, гибридный и дистанционный) показали одинаковый уровень освоения дисциплин.
Но, как и ожидалось, исследователи отметили, что дистанционники, наименее удовлетворенные процессом обучения, просто не имеют опыта в формате онлайн обучения и обладают низкими навыками таймменеджмента.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЭФФЕКТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС?
Один из возможных вариантов – просто смешать два формата. Эффективность гибридного образования оценили студенты Уральского федерального университета, совмещать лекции в традиционном и дистанционном режиме оказалось не сложно.
Ректор УрФУ Виктор Кокшаров высказался на эту тему: “По многим опросам, нашим учащимся даже удобнее учиться в гибридном формате. Динамику качества образования позволяют отследить результаты студентов по итогам сессий. Так, с последней летней сессией 72,4 % студентов вуза справились на четыре и пять. Это на 1,6 % больше, чем годом ранее, и на 5,9 % — чем два года назад”. Таким образом, в университете отмечают, что качество знаний студентов растет. У студентов появляется больше времени для самоподготовки и возможность просмотреть материал лекции более детально в записи.
Самое главное, что стоить помнить всем учащимся это то, что качество образования зависит от них самих. Низкий интерес к учебному процессу даст одинаково отрицательный результат и не будет зависеть от формата проведенной лекции. Выспаться можно не только дома с выключенной вебкой на занятии, но и на паре, и в классе. Кому будет в тягость учиться дистанционно так это ленивцам и халявщикам.
А если ты готов стараться и дома - то вот тебе несколько советов по организации своего обучения.
В режиме онлайн обучения можно сделать максимум продуктивности если восприниятие уроков через экран будет таким же, как в стенах школы. Создай дома рабочее место, где ничего не будет отвлекать тебя от учебы, составь расписание самостоятельных занятий, не копи дз, а делай все в срок. Так у тебя будет время на отдых и волнение по поводу несданного задания пропадает.
Чтобы не забывать про дедлайны заведите календарь. Записывайте там время лекций, домашнюю работу, дополнительную подготовку. Сложное задание проще выполнить разбив его на несколько этапов.
Помни, что нельзя заниматься учебной деятельностью без перерыва, мозгу тоже нужен отдых и лучший способ для того, чтобы не уставать - это делать перерывы между занятиями. Приготовить себе перекус, сделать пару физических упражнений, послушать короткий выпуск любимого подкаста или прогуляться на свежем воздухе - идей для отдыха много. Выбирай то, что приносит радость и может восполнить силы перед учёбой.