Вы же наверняка слышали от подростков «Надо мной часто смеются одноклассники», или «Моим родителям наплевать на меня» или «Моя мама часто ругает меня за плохие оценки». Ореол этих фраз витает в воздухе постоянно. Часто, эти фразы дети говорят не подумав, но даже если вам кажется, что ребенок, который их произносит - точно не замешан в травле, лучше самостоятельно в этом убедиться. Чем может помочь родитель, почему так важно слышать похвалу даже за простую помощь и как стать ребенку другом – ответы на эти вопросы дальше.
За последние несколько лет лайф-коучинг и психология в России значительно набрали обороты. В 2020-2021 году к психологам стали обращаться на 10-30% больше, в зависимости от регионов. И, что самое интересное: в 90% случаев проблемы пациентов связаны с «детскими травмами»: кто-то оказался недолюбленым, а над кем-то издевались сверстники. Причем, как отмечает психолог Екатерина Василевская: «Труднее всего скорректировать те психотравмы, которые связаны с игнорированием ребенка. Такие дети в будущем страдают от тревоги, депрессии, низкой самооценки и суицидальных наклонностей».
Конечно, детские травмы есть не у всех, у кого-то – это просто характер и привычки в поведении. Но далеко не всегда, так что сбрасывать всё на трудный характер будет уж точно неверно. Как быть родителям, которые хотят помочь своему ребенку вырасти психологически зрелым человеком? К сожалению, плацебо нет. Ведь помимо семьи, у ребенка есть друзья и коллектив, в котором он находится. И здесь самое важное заметить, как меняется ваш ребенок: быть может, он стал больше ходить расстроенный, а, может, перестал рваться на уроки.
Анна Кузнецова, уполномоченный при президенте России по правам ребенка говорит о том, что 55% детей сталкивались с буллингом в школе: «Это чаще, чем каждый второй. И только 39% детей не рассказывают об этом никому. То есть, основная беда этой проблемы, травли — это ее латентность, когда взрослым не хватает времени, может быть, профессионализма и желания увидеть, что ребенок страдает по какой-либо причине. Это может обернуться очень большой бедой».
В России о травле заговорили только несколько лет назад, до этого – было нормальным, если тебя унижают или бьют, потому что ты «не такой, как все». В школе учителя закрывали на это глаза, говорили «возраст такой, пройдет», но это не проходило, и дети вырастали жесткими взрослыми, которые совершенно не социализированы и не зрелы в психологическом плане. Как может быть связаны травля в школе и родители? Рассуждает учитель математики в средних классах – Анна Сергеевна:
«Мне вообще, порой, кажется, что родителям плевать на детей, лишь бы он не умер. При этом, есть и такие родители, которые постоянно пекутся за своих детей, даже если они уже достаточно взрослые. Но у гиперопеки таких родителей есть плюс – они не только заглядывают в дневник, но и следят за тем, чтобы их ребенка не обижали.
Больше половины моих детей не ходят ни в дополнительные секции, ни стараются саморазвиваться. Это очень грустно, потому что в таком возрасте ребенок еще не совсем понимает куда направить свою энергию, чтобы она направлялась не на сверстников, а в дело, и родитель был бы здесь очень хорошей поддержкой. Поэтому, тем более, если говорить про буллинг, ребенок думает, что страшно такое рассказать родителю, и будет пытаться сам решить свои проблемы. Учителя, конечно, не будут закрывать глаза на травлю, но от них поддержка не так важна, как от родителя.»
Но всегда нужно понимать, что даже самый профессиональный педагог не всегда может определить конфликты в классе: по опросу НИУ ВШЭ более половины учителей уверены, что буллинга в их школах нет. На самом же деле проблема травли есть, а изменение в поведении или плохое настроение своего ребенка уж точно может уловить каждый родитель.
Как стать другом для своего ребенка?
Отвечает психолог Наталия Вайгачева.
«У родителя точно должна быть золотая середина в воспитании – нельзя просто забыть о своем ребенке или, тем более, окружать его гиперопекой. Прекрасно, если родитель будет давать возможность быть ребенку самостоятельным уже с малых лет, таким образом, у него будет возможность почувствовать себя увереннее. В целом, одного правила нет, ведь очевидно, что все дети разные, пожалуй, главное – это вовремя отпустить вожжи.
К сожалению, тема буллинга очень сложная, ведь даже самый ответственный родитель может просто не заметить, что у ребенка конфликты в школе или в другом коллективе. Если родитель видит, что ребенок замкнут или стеснителен – они могут списать это на меланхоличные черты характера. Нужно уметь разговаривать друг с другом. Об этом просто правиле люди забывают не только в вопросах воспитания, но и в своих личных вопросах в целом. Конечно, чтобы ребенок пошел с вами на контакт – он должен не бояться этого. Он должен знать, что родитель – это поддержка и опора, и что никакого наказания его не ждет.
Дополнительные увлечения у ребенка – это очень хорошая возможность не только саморазвития, но еще и отличные уроки тайм-менеджмента. Ведь чем меньше становится времени, тем сложнее его организовывать. Кстати, такие «кружки по интересам» - крайне успешны, если ребенка травят в школе. Ведь там, куда он идет – целый коллектив сверстников, которые интересуются тем же! Поэтому хобби и увлечения – это очень хорошо, но только тогда, когда ребенок выбирает их сам».
Помните, что всем детям важно, чтобы их родитель – был другом. Чтобы при своих друзьях они не говорили о вас, как о «надзирателе», а рассуждали только о том, как вы классно будете проводить выходные вместе. Интересуйтесь не оценками в школе, а настроением ребенка. Следите не за чистотой в его комнате, а с кем он общается. Не запрещайте общение, а советуйте присмотреться получше. Не учите, а любите!