С 8 октября по 14 ноября в HSE ART GALLERY проходила выставка «Человек уставший» — экспозиция работ студентов, выпускников и преподавателей школы дизайна ВШЭ. Выставку посвятили феномену усталости в современном мире и рассказали о лени, психологических проблемах, скуке, страхе одиночества и тревоге. Им посвящены картины, плакаты, перформансы, видеоарты и скульптуры, кстати, все работы — мультимедийные. А главная задача художников — показать, что такое усталость, чем она вызвана и как выйти из апатии или депрессивного состояния.
«Человек уставший» — феномен, который связан с появлением мегаполисов, массового потребления. Хотя теорию усталости развивал еще на рубеже XIX и XX веков немецкий философ Георг Зиммель, который ввел термин «блазированность». Этим словом можно описать состояние многих современных людей — высокий уровень тревоги, постоянное выгорание, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, апатия. Кстати, это нередко вызвано одиночеством или, напротив, невозможностью побыть наедине с собой. Чувство усталости обострилось во время карантина: «дары» постмодернизма исчезли, многие перестали чувствовать, что контролируют свою жизнь. Эти изменения, конечно, спровоцировали у многих тревогу и даже экзистенциальный кризис, а все потому, что человек стал сомневаться: зависит ли от него еще завтрашний день?..
Проблемы современности
Мария Панина в работе «Пиджак полового дня» показывает рутинность труда современного клерка и изнеможение от отсутствия у «белых воротничков» возможности заниматься чем-то творческим. Художница сшила пиджак из тряпок и повесила его на швабру.
Так же интересно Оля Австрейх отразила усталость и выгорание в серии работ «Desk top». Ее юная художница создавала в период карантина, поэтому в произведениях — zoom-встречи, онлайн-занятия, упаковки от доставки еды, удаленка, соцсети. Еще на протяжении первого локдауна нас сопровождали «информационный мусор», страх перед смертью из-за вируса, одиночество, которые художница явно выделяет.

«Пиджак полового дня», Мария Панина
(Не) загоняй себя в рамки
А вот Павел Новок снимал необычное видео: наклеивал на себя этикетки с кодом личности. Первая цифра в нём — возраст, вторая — пол, третья — национальность. По задумке, в зависимости от того, в какую категорию помещается человек, система присваивает ему номер от нуля до четырех. При этом машина зачитывает определения «человека», которые сгенерированы сайтом Word.Net. Этим перформансом Павел пытается привлечь внимание к стигматизации в обществе, показать, что маркирование человека может быть деструктивным и приводить к буллингу. Это мощное произведение, которое актуально именно сегодня, когда каждого из нас пытаются впихнуть в какие-то рамки или повесить на нас «этикетку».
В общую концепцию «человека-уставшего» все работы встраиваются органично: дополняют друг друга и позволяют понять, какой посыл пытались донести до нас создатели работ. Я побывал на выставке дважды и осознал, что художники и художницы отлично справились с донесением своих идей, а кураторы мероприятия круто осветили проект в соцсетях.
Проходя через экспозицию работ, понимаешь, что горечь из-за невозможности быть продуктивным или отсутствие мотивации присущи многим людям. Но, прежде всего, выставка отзывается в тебе: думаю, каждый из нас и есть человек-уставший — главный арт-объект этой галереи.