Пять углов



Наши опросы
Колонка редактора
Девятиклассникам
Портфолио
На практику — в ПУ!
Развлечения
Каталог профессий
Каталог вузов
Каталог сочинений
На дистанции
Каталог увлечений
Наши авторы
Вопрос в редакцию
Контакты
О нас
Архив номеров
Письма о войне и победе
Кем быть
Журнал старшекласcников
|

ВШЭстудия журналистики Калининского р-напоступлениеолимпиадыСочинениерейтинг вузовНа практику — в ПУ!экзаменопросВостребованныеразвлечениякуда поступатьпутешествияинтервьюволонтерствоМГУЛучшее на СтенесоветыАкадемическая гимназия 56Каталог вузовподготовка к ЕГЭувлечениягимназия 19 Орелобразованиеподготовка к ЕГЭприемная кампанияфизикаШкола 2 БерезовкаэкзаменылитературажурналистикакнигиМинистр образованияВУЗрусский языколимпиадаотношенияВаши историифестивальуниверситетРостов-на-ДонуТворческиеКаталог профессийВПРЧто почитатьКуда сходитьпрофориентацияИТМОкак прошли ЕГЭ-2018Министерство образованиякарантинаккредитацияисторияРособрнадзорДевятиклассникамкаталог сочиненийВсероссийские открытые урокиИван ТрояновлицензияСПбГУКонцертитоговое сочинениежурфакматематикаподготовка к ОГЭчто посмотретьОГЭ75 лет ПобедыпабликаторОльга ВасильеваработаУчительНа дистанциивсё о поступлении 2019рейтингличный опытвыпускнойшколаМного платятегэ 2017Игра престоловКак сдать ЕГЭНовыесоветы психологаВыходныеканикулылайфхакЕГЭ 2018киноисследованиевузымузыкапсихологиявыставкаНовый годКем бытьрецензияШкола 151ЕГЭ-2022
Полцарства за одежду: почему за брендовые вещи подростки готовы отдавать целое состояние?

Полцарства за одежду: почему за брендовые вещи подростки готовы отдавать целое состояние?

Дело в трендах, буллинге или чем-то другом? Разбиралась Ульяна Савоськина, СПбГУ, г. Санкт-Петербург

Просмотры
1429

Хотите забавное наблюдение? Летом компании «Platforma» и «Первый ОФД» провели исследование и оказалось, что за последний год так называемая премиальная продукция стала продаваться больше на треть. И это при том, что доходы не растут: пандемия все-таки.  А по данным Росстата в первом квартале 2021 года россияне тратили в 2,5–3 раза больше … Как думаете на что? На одежду и обувь! Это что получается? Живём впроголодь, берём кредиты, но одеваемся только в брендовое, только в дорогое. Стремление покупать трендовую одежду – зависимость, и самыми уязвимыми оказываются, увы, подростки.

Все чаще на одежде ребят можно встретить эмблемки «Tommy Hilfiger», «Calvin Klein», «Gucci», «Balenciaga» и других дорогостоящих брендов: футболки за 14 тысяч рублей, свитеры — за 60, кроссовки — за все 100. «Модник» подросткового возраста может быть одет на сумму, на которую некоторые взрослые способны прожить не один месяц: по данным Росстата, средняя зарплата в России – 52 355 рублей. Для сравнения — пара кроссовок из новой коллекции «Supreme» стоит 57 350 рублей. Настоящее торжество общества потребления.

«По-бомжатски оделся, даже “Rolex” не надел…»


Почему стала интересна эта тема? Да просто посмотрела одну программу «Сколько стоит шмот» на ютубе.

На мне жилетка из соболя, покупала за 450 тысяч рублей, толстовка “Philipp Plein” за 58 тысяч, сумка “Dolce&Gabbana” за 160 тысяч рублей, джинсы “Zara” за 3 тысячи, кеды “Dolce&Gabbana” — за 38. И часы ещё, мне папа подарил на день рождения, стоят около миллиона рублей, может, чуть больше
Диана, 17 лет.

Как вам такой примерчик? И, в среднем, за выпуск можно увидеть 2-3 таких подростка. Конечно, не все из них носят настолько дорогую одежду, но о более дешёвых вещах из масс-маркета говорить ребятам явно неловко. Да, программа снимается около ЦУМА в Москве: вероятность встретить там таких «модников» гораздо выше, чем в других, менее богатых районах столицы. Но все таки цена одежды для ребят сегодня более чем важна. И программа эту тенденцию очень хорошо прослеживает. 

Одежды оправдались


Посмотрим, что происходит в реальной жизни? Я опросила 100 школьников, учеников общеобразовательных школ, гимназий и лицеев в возрасте от 14 до 17 лет и узнала – подростки действительно активно следят за модой, и обычно пытаются одеваться «трендово». 

Причем на просьбу назвать свой любимый бренд только 11 человек из 100 озвучили названия марок одежды масс-маркета: «Mango», «Pull&Bear», «Bershka», «Stradivarius» – ещё 27 человек отмечали в качестве любимых компании, специализирующиеся на спортивной одежде: «Nike», «Adidas», «Converse», «Reebok», – однако абсолютное большинство – 62 респондента – к любимым отнесли бренды класса люкс: «Fendi», «Dior», «Balenciaga», «Bottega Veneta», «Gucci», «Acne Studios», «Channel», «Supreme», «Stone Island» и др.

Как выяснилось, 74% опрошенных не просто следят за модой, но и носят хотя бы 1 дорогостоящую брендовую вещь, а 75% мечтает или планирует приобрести какую-нибудь такую вещь.

Еще доказательства нужны? Думаю – нет, и так ясно: подрастающее поколение очень подвержено влиянию моды и, сами того не замечая, становятся заложниками «брендомании».

Как мы дошли до жизни такой?


Откуда же у ребят берётся зависимость от дорогих вещей? Семейный психолог и специалист по детско-родительским отношениям Сковронская Лидия Васильевна считает, что причина всему – зависимость от чужого мнения: «В подростковом возрасте для человека крайне важно признание со стороны сверстников, важно осознание своей принадлежности к определённой группе: “все носят, и я ношу”. С помощью дорогой одежды подростки пытаются самоутвердиться, показать, что они что-то значат». По большому счёту, это такая игра в повышение социального статуса, попытка казаться лучше и успешнее, чем это есть на самом деле, чтобы ни в коем случае не оказаться в общественной изоляции.  

Школьная травля тех, кто выглядит не как все, – давно не редкость. Эксперт отмечает, что пик этого явления как раз приходится на подростковый возраст, когда дети начинают активно делить окружение на «своих» и «чужих». Согласно анализу, который в 2019 году был проведён агентством «Михайлов и партнёры. Аналитика», с агрессией со стороны сверстников в учебных заведениях сталкивался каждый второй (из тысячи опрошенных в возрасте от 10 до 18 лет) подросток. Примечательно, что 35% респондентов заявили, что чаще всего случаи травли происходят из-за одежды или причёски. 

Похожие результаты показало и моё исследование: из 100 опрошенных 61 признался в том, что подвергался буллингу из-за одежды, которую носит.

Именно от страха оказаться отвергнутым подростки слепо следуют трендам, даже если это глупо и не удобно. Чего стоит одна только мода на подвороты на джинсах, которые даже в сильные морозы носил практически каждый подросток.

Но есть и другая причина – телевизор: «Подростковый возраст неслучайно называют переходным: в это время мировоззрение только формируется. И тем, кто производит и продаёт дорогие вещи, очень легко манипулировать этим ещё неокрепшим сознанием. Подростки читают глянцевые журналы, видят по ТВ привлекательную рекламу, следят за тем, как одеваются их кумиры — и вот они уже готовы за бешеные деньги покупать вещи с логотипами известных брендов, даже если они некачественные или не слишком красивые — главное, что модные. Компаниям это только на руку. Мы ведь живём в капиталистическом обществе — обществе потребления»

На рынок постоянно поступают брендовые вещи, выпускаются новые коллекции одежды, которые якобы принесут своему обладателю престиж и счастье. И вот он результат – глобальная подмена ценностей: вместо того, чтобы гордиться личными качествами, успехами в учёбе, спортивными и творческими достижениями, молодёжь хвастается люксовыми вещами.

Стильно, модно, молодёжно или дорого и глупо?


За трендовую одежду ребята готовы отдавать любые деньги. Причём, как правило, не свои, а родительские. Ведь даже подрабатывающему подростку сложно купить себе кроссовки за 30-40 тысяч. Но главное – высокая цена никого не смущает.

На вопрос «Приемлемо ли для вас тратить крупную сумму на красивые и стильные вещи?» большинство (48%) ответило, что это абсолютно нормально, одеваться дорого. Хотя почти все отлично понимают, что платят не за качество или оригинальность вещи, а просто за известный логотип.

Отвечая на вопрос «Как вы думаете, чем обусловлены высокие цены на некоторые брендовые вещи?», 51% респондентов выбрали вариант «Чем популярнее бренд, тем он дороже», 23% – «Брендовые вещи гарантированно качественные, поэтому стоят дорого», 11% – «Брендовые вещи часто выпускают в ограниченном количестве, люди платят за эксклюзив», 9% отметили, что высокие цены на брендовые вещи обусловлены дороговизной материалов, из которых они делаются, ещё 4% предположили, что на стоимости сказывается богатая история брендов и только 2% ответили, что цены ничем не обусловлены и покупка дорогих брендовых вещей – это пустая трата денег.

Здесь все просто: у подростков не достаточно развито критическое мышление. Они не могут здраво оценить, стоит ли вещь таких денег или нет. Они просто мечтают, и в чаще бессознательно следуют за своими желаниями. Что из этого выйдет в будущем? Скорее всего, много взрослых, которые не умеют жить по средствам, попадаются на крючок рекламы и берут кучу кредитов. А, может, и не так. Может, дорогая одежда будет неким толчком для того, чтобы больше работать, больше учиться и быть успешнее.

Что же с этим делать?


«Родителям не стоит идти на поводу у подростка, который просит слишком дорогую вещь
, — считает психолог — но и категоричное “нет” говорить не стоит — нужно объяснить, почему они отказываются её покупать, и предложить альтернативу». Если в семье не хватает денег на приобретение дорогой одежды, можно сказать подростку, что он сам способен заработать или накопить на вещь, которую хочет. Это научит его знать цену деньгам и правильно ими распоряжаться. По мнению эксперта, не стоит сразу покупать ребенку всё, что он захочет, даже если семья хорошо обеспечена, потому что в таком случае его запросы будут только расти, а привычка легко получать всё по первому требованию сделает из него избалованного и капризного человека, не способного добиваться своих целей самостоятельно.

В любом случае, позиция родителей в этом вопросе крайне важна — они должны объяснить, что одежда не характеризует его как личность — внутренний потенциал человека гораздо важнее внешности. Психолог отметила, что было бы неплохо подкрепить эти объяснения реальными примерами: рассказать подростку о состоятельных людях, которые не зависят от мнения окружающих и одеваются в секонд-хендах, или посоветовать ему прочитать книгу Робина Шарма «Монах, который продал свой феррари»: «Посыл там вполне прозрачный и чёткий. Речь идёт об успешном адвокате, который скопил миллионное состояние, понапокупал дорогих вещей, построил карьеру и только потом осознал, что на самом деле ему всё это не нужно, что эти ценности были навязаны ему обществом. В результате он продал всё, ушёл в буддизм и был счастлив и без дорогих вещей. Может быть, это убедит подростков в том, что деньги, которые они готовы отдавать за брендовую одежду, можно пустить на духовное развитие: путешествия или хобби, например» — заключила эксперт.

Конечно, мы не в силах по щелчку пальцев отменить развитие культуры потребления, которая процветает в современном обществе, однако надежду на то, что ситуация изменится в лучшую сторону, внушает постепенно набирающий популярность тренд на осознанное потребление – отказ от покупки лишних товаров и предметов роскоши, долгосрочное и повторное использование исключительно нужных вещей и сокращение объёмов потребления. 



Комментировать

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое