Cодержание
След первый. Герои сражаются не в одиночку – Коллективизм
Способности достаются сразу пятерым, объединяют их в команду с общей целью, что напоминает нам о японском коллективизме.
Вспомним того же супермена. Были ли у него помощники? Нет, он такой один – сверхчеловек, который не нуждается в ком-либо. В той же команде героев-одиночек находится и Бэтмен. Оба иллюстрируют американский взгляд на успех, где приветствуется индивидуализм.
В Японии же всё по-другому. Здесь действует правило «уравниловки»: никто не должен чувствовать себя сильно выше или ниже других, человеку следует воспитывать в себе покорность и смирение. Работать необходимо на командный успех.
След второй. Герои сражаются «во благо страны» — Патриотизм
Призыв отправиться воевать сразу воспринимается героями как должное, ведь тем самым они совершат благое дело: защитят не только свою семью, но и всё население Японии.
Ни одна из них не попыталась хоть как-то ухватиться за прошлую жизнь или усомниться в необходимости сражений. Это также иллюстрирует высокую степень повиновения своей судьбе и отданным сверху приказам.
След третий. Герои не боятся смерти – Жертвенность
Далее зритель может наблюдать за чередой похожих между собой сражений и появлением всё новых и новых злодеев. Вот только итог у каждой битвы один: кто-то из героев жертвует собой ради спасения людей. Герои – милые девочки аниме — демонстрируют и попутно прививают совершенно иное отношение к смерти: она становится осознанным естественным выбором, более того, делом чести.
Ещё в середине XX века в Японии детям активно внушалось, что умереть за императора —это большая честь, ведь их смерть принесёт победу всей стране. Ребёнок станет героем. А отрицание идеологии государства считалось проявлением трусости и эгоизма по отношению к согражданам и к своей семье.
В период Второй мировой войны в японскую армию активно набирались камикадзе, причём приоритет отдавался малообразованным юношам из бедных семей. Парней сажали в кайтены, которые представляли собой симбиоз торпеды и подводной лодки и обладали колоссальной мощностью. Смертники должны были направить судно во вражеский корабль, подорвать его и себя вместе с ним. Такая жертвенность приносила победы стране, а добиться её можно было только благодаря внедрению в массы образа идеального солдата.
Результат дела Sailor Moon
Спустя пару десятилетий о таких «крайне желательных качествах» рассказывают через мультфильмы, в которых герои демонстрируют свою гражданскую позицию через завораживающие сражения с применением фаерболов и взываний к лунной призме. Другое дело, что в каждом новом сезоне вся дружная команда Sailor Moon воскрешается и с ещё большим рвением идёт в бой.
А что помогает вовлечь детей в просмотр этих мультфильмов? Здесь всё просто: яркая картинка и красочные эмоции героев. Дело в том, что в культуре самих японцев не приняты громкие разговоры, тон голоса должен быть ровным и соответствовать тону других ровных товарищей, поэтому нарисованные персонажи, визжащие и громко хохочущие в своих диалогах, вызывают интерес у детей. Тем самым ещё больше располагают к себе. А что бывает, когда вам нравится герой? Правильно: вы хотите быть похожим на своего кумира. Стать такими же смелыми, сильными, благородными, преданными своей команде, а также государству. Это куда эффективнее, чем классные часы, социальные рекламы и скучные брошюры.