Образование не слишком дорогое – всего около 700 евро в семестр. Но мы просили снизить нам стоимость, потому что многим стало просто нечем платить за университет и общежитие, а найти работу, как я уже говорила, очень трудно. Ответ также был отрицательным. Сейчас у меня есть опасение, что если я не смогу продлить визу – вероятнее всего, меня просто выдворят из Австрии, поскольку по моим наблюдениям, они чётко разделяют, кто приехал давно на учёбу, а кто бежал от смерти. И по их мнению, вторая категория является более значимой, хотя мы все из одной страны и в одной лодке.
У меня в группе много как русских, так и украинцев. У нас нет никаких ссор, мы поддерживаем друг друга и стараемся не говорить на эту тему. В принципе, я бы не сказала, что наше отношение друг к другу как-то изменилось, мы все понимаем, что мы заложники ситуации, а споры и разговоры на эту тему только усугубят проблему и наши отношения.
Я переехал в Берлин 5 лет назад, закончил бакалавриат по направлению “журналистика”, сейчас учусь на программе магистра по тому же направлению.
Что я могу сказать по поводу сложившейся ситуации? Это повлияло на мою жизнь колоссально. Цены в Германии уже выросли вдвое практически на всё, не говоря уже о топливе и ценах на обслуживание домов и ЖКХ. По рынку недвижимости тоже ударил кризис из-за большого потока беженцев. Нет, я понимаю ситуацию и очень сочувствую людям, вынужденным покинуть свои дома и уехать в чужие страны. Но ситуация в другом.
По сути, сейчас мы наблюдаем повторение эмигрантского кризиса 2015-го года: налоги немцев тратятся на предоставление помощи людям, им оплачивается жильё, находится работа, университеты принимают людей с нулевым знанием языка, им оплачиваются языковые курсы. Такое количество поблажек в дальнейшем, конечно, скажется на настроении людей. Я убеждён, что в скором времени мы будем наблюдать картину, подобную 2016-му году, когда немцам станет тесно в своей же стране.
Я бы назвал это лицемерием: если мои друзья с Украины не могли найти здесь нормальную работу годами только из-за паспорта, то в этом случае для получения работы не требуют даже владения государственным языком. Я уверен, что многие украинцы не будут сидеть без работы: почти все мои друзья перспективны и стремятся зарабатывать деньги, но это просто несправедливо, когда ребята с местным образованием и идеальным языком не могут найти работу годами, просто потому что они не родились в Европе, а другие получают эту работу без базового знания.
Что касательно университета – не сказал бы, что ситуация сильно повлияла. На какое-то время выпадаешь из жизни: бесконечно листаешь новости и социальные сети, мониторишь курс евро и санкции, думаешь, как дальше жить. Но я не знаю ни одного случая отчисления из университета россиян в Германии из-за этой ситуации. Был громкий случай, когда частная клиника публично отказалась обслуживать россиян, но даже сами немцы её осудили, и они также быстро публично извинились.
Будет ли взращена новая русофобия здесь? Я сомневаюсь, всё-таки европейцы очень понимающие люди и никакого негативного опыта в свою сторону от них я ещё не получал за все мои годы жизни в Берлине. Интернет полон историй о притеснении русских в Европе, но ни я, ни мои друзья не знают ни одного подобного случая. По крайней мере, какая-либо дискриминация здесь преследуется закном и осуждается общественностью. А если некультурный человек хочет причинить тебе вред или боль – он найдёт любой повод.
Я переехала в Австрию три года назад. Отношусь я к ней нейтрально, мой дом всё-таки в России. “Спецоперация” повлияла на мою жизнь колоссально. Но не в плане отношения ко мне. Проблемой стали санкции: я просто не могу перевести себе деньги на местный счёт, не могу платить своей российской картой в магазинах. Здесь невозможно найти работу, особенно если ты студент с сильным русским акцентом, поэтому я работаю онлайн в России, и все мои деньги приходят мне в рублях на рублёвый счёт. Раньше я могла перевести всё в евро по прежнему курсу и платить прямо со своей русской карты. А теперь я даже не могу купить евро.
Сейчас меня очень выручают местные друзья, они буквально покупают мне еду и скидываются по 30 евро на неделю. Местные – я имею в виду и австрийцы, и россияне, и украинцы. Мои отношения с друзьями не изменились: мы поддерживаем друг друга как можем. Хотя по большей части, местное население сейчас настроено против России. В университете всё по-прежнему: много учёбы, пару раз мы поднимали тему фейков в социальных сетях и важности умения фильтровать поступающую отовсюду информацию. Руководство общежития организовало группы для ребят с Украины и России, чтобы они более тесно взаимодействовали и помогали друг другу. Такое отношение меня очень вдохновляет и позволяет в который раз убедиться, что мой выбор переехать сюда на учёбу был правильным.
Однако как долго я протяну здесь с таким курсом евро – большой вопрос, поскольку университет и общежитие не заинтересовано в финансовой помощи для студентов, тем более когда ты принадлежишь к наименее востребованной группе для помощи. Я не встречалась с русофобией, но они и не будут открыто это показывать – это преступление в Австрии.
Глеб, 21 год, Варшава:
Я переехал учиться в Варшаву четыре года назад из Киева.
Первые две недели было совсем не до учёбы – все мои родные находились на Украине. Удавалось спать примерно по два часа в день: всё время мониторишь новости и надеешься не прочитать страшные вести. Спустя две недели удалось вывезти часть семьи в Европу, и всё моё время сейчас уходит на решение вопросов с визами, банковскими счетами, поиском жилья и работы для семьи. Я считаю, что жизнь студентов не слишком изменилась, особенно на фоне тех, кто вынужденно уехал в чужую страну без языка и практически без документов. Вынужденная жизнь с чистого листа – вот, что действительно страшно. Ещё страшнее – когда ты взрослый, сформированный человек с семьёй и ты теряешь всё в один момент. Европейцы очень сильно помогают, мы безмерно благодарны им за это.
Скажу честно, лично я не особо их любил раньше, я всегда хотел закончить образование здесь и вернуться в Киев, как и мои многие друзья здесь. Но теперь просто некуда возвращаться: у многих моих друзей теперь просто нет дома. Бытовало мнение, что европейцы - ксенофобы и не любят приезжих. Но такие ситуации действительно обнажают то, что есть в людях: или отрицательные, или положительные качества. Сейчас я вижу только положительное.
Я также наблюдаю хейт в сторону россиян в интернете, но считаю, что это неправильно. В чём виноваты простые люди, тем более те, которые даже не живут в России? Зачем усугублять и так непростую ситуацию? В людях говорит злость и беспомощность перед государственными машинами, а деструктивные эмоции хочется выплеснуть. Многие санкции ухудшили жизнь моих русских друзей здесь, так что в каком-то смысле мы в одной лодке. Но я наблюдаю этот хейт только в интернете, у меня много друзей из России и наши отношения никак не испортились, а только наоборот, мы сочувствуем друг другу.