Cодержание
Недавно наткнулся на статистику: «Каждый четвёртый молодой казахстанец задумывается о возможном суициде и из всех случаев суицида — более 60% приходится на молодёжь в возрасте 15–17 лет». И отчасти, учась в школе Казахстана, я могу их понять: в школе грузят ненужными предметами, дома – подготовкой к экзаменам, и главное – никто и нигде не спросит, как ты себя чувствуешь, нет ли у тебя проблем с друзьями или с учителями? Думаю, я знаю, что тревожит абсолютно каждого подростка.
Психологические срывы
Да-да, в каждой школе есть психологи, а сейчас ещё и «советники по воспитанию» появляются. Только никто из них неспособен решить проблему ученика: сам он о ней, конечно же, не расскажет. А знаете почему? Да потому что «во всём виноваты ваши смартфоны!». Не ночные подготовки к ЕГЭ или контрольным, не ссоры с друзьями, не постоянные укоры учителей, а «смартфоны»! Никто из взрослых людей и подумать не мог бы о том, что у школьника могут быть психологические срывы, или что школьника травят так, что жить не хочется. И вместо того, чтобы обсудить проблему с ребёнком, направить его к психологу, мы закрываем глаза и твердим ему, что он слишком избалованный или что он излишне «утрирует».
И правда утрирует, но не потому, что он плохой или избалованный, а потому что возраст такой. По словам доктора психологических наук Тимофея Нестика, «при всём своём прагматизме молодёжь острее переживает тревожные новости, более склонна верить в приближение глобальной катастрофы». Поэтому их нужно не ругать, а всего лишь успокоить.
Да и урок психологии для школьников будет нелишним. Как, скажем, в США или Европе, где примерно 800 тысяч учащихся ежегодно изучают курс «Введение в психологию».
Культ продуктивности
Детям обычно навязывают, что оценки – единственный показатель их ценности, и что учёба в школе определяет будущее. Хорошие оценки – это, конечно, хорошо, вот только если они не приводят к эмоциональному выгоранию. Сами подумайте: ребёнок, которому «не дано» быть отличником по физике или математике должен к этому стремится. И не потому, что в будущем он станет велики учёным. Нет! Потому что сейчас ему поставят за это «пять», а мама станет гордиться своим ребёнком.
Тут и до «синдрома отличника» недалеко.
Всё и сразу
И ещё одна вещь, которая тесно связана с культом продуктивности – множество школьных предметов. Нет, с одной стороны, благодаря тому что в школах СНГ-стран изучаются и химия, и физика, и биология, и алгебра, и всемирная история, и множество других наук ребёнок всесторонне развивается. А с другой – ближе к 9–11 классам становится очевидным, что далеко не все знания о физических законах, химических реакциях или формулах нахождения логарифмов нужны в повседневной жизни и при поступлении в колледж/университет.
И в итоге появляется только демотивация, усталость и, как следствие, ментальные проблемы, о которых я говорил самыми первыми.
Для сравнения – в учебных заведениях США не существует единого образовательного стандарта и у каждой школы различается время, отведённое на обязательные предметы и факультативы, методы преподавания, учебные программы. Там есть лишь четыре основных предмета (английский язык, история, одна из научных дисциплин, математика/алгебра), остальные – по своему личному усмотрению.
Как помочь?
Конечно, изменив подход к образованию, нам не удастся резко уменьшить суицидов не станет сразу меньше. Но это точно сделает жизнь нескольких подростков проще.
И первое – это психолог и «введение в психологию». Этот предмет и правда нужен, ведь он поможет ребёнку хоть немного понять себя. А если не поможет урок, то обязательно поможет специалист, к которому будет желание идти, который не обвинит тебя во всех бедах и не оправит домой учить уроки.
И наверное, стоит посмотреть на международный опыт. Конечно, кажется, что у нас всегда всё самое лучшее, но цифры по уровню суицида всё-таки отличаются.