Каждый год тысячи детей попадают в приемные семьи, но лишь тридцати процентам удается остаться в семье навсегда, в то время как другие семьдесят возвращаются обратно в детский дом. Отчего это происходит? За последние десять лет процент возникновения насилия над детьми в приемных семьях вырос почти на 45%. И как это предотвратить, увы, никто не знает.
Известный российский психолог Ю. Б. Гиппенрейтер объясняет такое отношение фактами, знакомыми каждому: «Насилие в приемных семьях может возникать на фоне недопонимания обеих сторон. Приемные родители навязывают свое мнение детям, не спрашивая, нужно ли оно им или нет. Для них главное, чтобы ребенок подчинялся им во всем, и садист-родитель любым способом заставит ребенка делать то, что он хочет». Но только своих детей бьют и ругают гораздо реже.
Примерно так и случилось у девочки Веры С. из Красноярского края, которую удочерила семья. А потом в течение восьми лет всячески измывалась над ней.
Первый раз родители подняли на Веру руку примерно через полгода. Это был день рождения их родственницы, и в доме пропали деньги. Все решили, что это Вера, так как она с детского дома. Тогда они перерыли всю её комнату, отец давал подзатыльники, а потом поставил в угол на всю ночь. Деньги-то в итоге нашли: у другой родственницы. Вот только перед Верой никто не извинился.
Дальше становилось только хуже: девочка жила в деревне, а родители решили повесить на неё всю работу по хозяйству, считая, что к труду нужно приучать с детства.
Правда это было больше похоже на то, что девочка - их обслуга: Вера ухаживала за курицами, свиньями, кроликами, кормила их, убирала в хлеву. Некая история Золушки: одежду новую ей не покупали, она донашивала ее за их старшими дочерями, здоровьем Веры никто не занимался, единственное, кормили нормально. Но никакой родительской любви и ласки: «Отец часто выпивал, когда болел с похмелья, становился еще злее. Он бил меня, если я попадалась под горячую руку. Были моменты, когда он пьяный с топором искал меня с криками: «Где эта тварь? Я ее сейчас убью!» Мать пыталась его успокаивать в эти моменты, но в целом же не мешала ему избивать меня. Сама она меня не трогала, разве что оскорбляла. Меня унижала и их младшая дочь. Была только их старшая дочь, которая уже жила отдельно. Вот она, напротив, пыталась мне помочь, правда, в основном безуспешно. Защищала, прятала, забирала к себе, но я всё равно в итоге оказывалась в этом доме, где снова подвергалась издевательствам. Чувствовалось четкое разделение: вот родные дети, а вот я, приемная. Но мне говорили: «Ты должна быть благодарна, что мы тебя забрали. Ты тут живешь на птичьих правах»». Возникали суицидальные мысли, были попытки суицида, после которых девочку били и ругали еще сильнее прежнего. Тогда она решила сбежать — и шла десять километров пешком до райцентра в органы опеки. Там ей не помогли: они вызвали родителей, и ее забрали. Тогда Вера уже через интернет-приемную обратилась к Павлу Астахову, и тогда ее наконец-то забрали обратно. Там же она воссоединилась с сестрой. «Я думаю, если бы меня не удочерили, и я осталась там, у меня была бы куда более крепкая психика. Я не оправдала их надежд и выросла не алкашкой и наркоманкой и не проституткой, а нормальным, адекватным, воспитанным человеком, только с кучей комплексов и неуверенностью в себе».
Увы, но мнение, что «родитель всегда прав», а ребёнок должен быть благодарен за такое отношение стала скорее нормой. Они же спаси его бедного-несчастного от злобных подростков и грубых воспитателей. Только какой ценой.
Детский психолог, руководитель телефона доверия в Кемерово Ольга Рублёва объясняет: «Есть большая вероятность, что родители-садисты повторяют собственную судьбу. Даже те, кто выбирает «антисценарий» своей семьи, иногда срываются и скатываются если не в физическое насилие, то в психологическое подавление собственных детей, хотя и стараются себя контролировать, но иногда психика срабатывает коварно.
В США проводили исследование: забирали детей от матерей-алкоголичек в грудном возрасте. Оказалось, что 80% из них, усыновлённых благополучными семьями, всё равно в конечном итоге становились зависимыми людьми. Но нельзя допустить, чтобы детей избивали и убивали. От таких людей их нужно спасать. Стоит учесть: когда ребёнок попадает к чужим людям, для него это является большим стрессом. Поэтому выход в первую очередь стоит поискать в его близком окружении – возможно, взять над ним опеку захотят родственники».