«Питер FM» – дебютный фильм режиссера и сценариста Оксаны Бычковой. Сюжет у картины незамысловатый, что-то вроде доброй сказки о любви: молодая радиоведущая Маша случайно теряет телефон в толпе, и на помощь приходит молодой архитектор Максим. Маша озабочена подготовкой к свадьбе, а Максим – переездом в Германию. Они пытаются назначить встречу, которая то и дело срывается. Кажется, будто Маша и Максим вот-вот встретятся вживую: они уже ловят друг друга взглядом в толпе, переглядываются, оборачиваются. Но будто сам город их разлучает: Маша поднимается к месту встречи, откуда уже уходит расстроенный Максим. На самом деле, эта идея далеко не новая: это уже было, например, в фильме «Июльский дождь» 1966 года, где героиня хотела вернуть незнакомцу его дождевик.
Но этот фильм интересен не столько своим сюжетом, сколько городом. Петербург здесь вроде как ещё один персонаж, который то и дело играется с героями. Даже само название «Питер FM» говорит за себя.
И видит всю эту уникальность города только приезжий из Новгорода Максим: он видит красоту города в тех вещах, на которые другой не обратил бы внимания. Он засматривается на архитектуру, фотографирует то, мимо чего остальные проходят мимо. «У меня с домами особенные отношения», – признается Максим главной героине в их ночном разговоре.
Но в то же время, он немного отрешен от мира,недостаточно силен духом. Максим мог бы побороться за девушку, которая от него уходит в начале фильма или настоять на том, чтобы остаться в квартире, но он этого не делает.
В чем-то похожего персонажа мы можем встретить на страницах повести Достоевского «Белые ночи». Главный герой, меланхоличный Мечтатель, настолько близок к своему городу, что он будто ведет диалог с домами: один напугался, что едва не сгорел, другой – не хочет, чтобы его перекрашивали. Мечтатель так же сталкивается с неудачами в личной жизни, но ничего не может с этим поделать.
Несмотря на то, что в фильме не транслируется парадный Санкт-Петербург, он завораживает зрителя. Маша только начинает оправляться от тяжелой ситуации, в которой она была, но прогулка под теплым питерским дождем позволяет ей почувствовать себя живой. Она искренне радуется тому, что она гуляет вдоль Невы здесь и сейчас.
«Питер FM» – одна из немногих кинокартин, где известным актерам выделены не главные роли. На второстепенные комические роли приглашены актеры, у которых сложился подходящий имидж. Так, к главной героине пристает с неуклюжими и настойчивыми просьбами персонаж, сыгранный самим Владимиром Машковым, а Татьяна Кравченко изо всех сил пытается похудеть прямо на рабочем месте.
Еще один важный аспект, который помогает создать атмосферу в кинокартине Оксаны Бычковой – саундтреки и звуки. Он продуман буквально до каждой мелочи. В эпизоде, где главная героиня прогуливается ночью по парку, музыка специально отредактирована по тональности так, чтобы она приятно звучала в сочетании со скрипами калитки – в этом признается сам режиссер.
Многие композиции из фильма стали устойчиво ассоциироваться с Санкт-Петербургом. Безусловно, стоит отметить операторскую работу. Именно она позволяет нам ещё больше проникнуться особой атмосферой города на Неве, взглянув на него под особым углом.
«Питер FM” сочетает в себе захватывающий сюжет, за развитием которого зритель не устаёт наблюдать, и неочевидные линии, наталкивающие на размышления. Режиссёр не стремится показать Петербург с лучшей стороны, но человек, наблюдающий за картиной, все равно не может в него не влюбиться. Так что, после выхода этого фильма, количество туристов в городе, наверняка, только увеличилось.