Заключительные этапы ВСОШ по всем предметам давно закончились, результаты оглашены, а победители и призеры получили свои дипломы. Теперь самое время узнать у участников, как все прошло. Панасюк Анастасия, ученица 10 класса, призер заключительного этапа олимпиады по литературе рассказала нам о подготовке и заданиях олимпиады.
Почему ты решила принять участие во всероссийской олимпиаде школьников?
Я всегда интересовалась литературой, но серьезно занялась подготовкой к олимпиадам только в этом учебном году. Почему? Я и сама точно не помню. Всё началось с пары просмотренных лекций, и дальше меня захватило: мне действительно нравилось этим заниматься.
Конечно, в олимпиадах я участвовала всегда: так было принято в моей школе, отличники всегда выступали на подобных мероприятиях. Но добиться чего-то во всеросе мне помогла именно литература и интерес к ней.
Расскажи, как ты готовилась к олимпиаде?
Готовилась я где-то 5-6 месяцев, каждый день по 2-3 часа.
Причём больше всего из этого времени я писала сочинения. Нужно было вроде как «набить руку». И это помогло: как минимум, прибавило на самой олимпиаде уверенности.
Теорию я, безусловно, тоже читала, но поменьше. Если уж говорить о чтении, то это, в первую очередь, какие-нибудь стихотворения, интересные литературные факты из биографий авторов или черновиков произведений. Когда готовишься к олимпиаде, никогда не знаешь, что пригодится.
Какие впечатления от заключительного этапа?
Сначала, кончено, было страшно, я сильно волновалась: было бы обидно, если бы все месяцы подготовки прошли зря. Но когда я уже пришла на первый тур, волнение улетучилось: остались лишь интерес и увлечение. Я не помню те два часа, за которые я написала анализ: я полностью погрузилась в работу. Этот тур был настоящим приключением, захватывающим и удивительным. Правда очень обескуражило задание с пьесой - я не угадала её, и в тот день мне казалось, что я проиграла.
Вообще, за дни всероса я успела и поволноваться, и расстроиться, и посмеяться: олимпиада - это множество разных эмоций, маленькая жизнь, проживаемая за неделю. Воспоминания, в целом, остались очень приятные - мне понравилось, как всё прошло, атмосфера олимпиады, время, проведённое с ребятами из моей сборной. Это был мой первый всерос, и я рада, что смогла это испытать.
Что будешь делать теперь, после победы?
Вообще, на следующий год у меня много планов - настоящая «пятилетка»: я планирую продолжать подготовку ко всеросу по литературе, развиваться в этом направлении, уделить больше внимания литературному творчеству: я пишу стихотворения и подумываю о написании рассказа/повести.
Но моя главная задача - подготовка ко всеросу по английскому языку (в этом году я приняла участие в заключительном этапе, но не стала призером - я хочу добиться и этого). Иностранные языки - мой второй профиль.
А если о поступлении, то я пока что не знаю, какой вуз выбрать. Я хотела бы заниматься чем-то, что сочетает в себе и литературу, и английский язык - найти такой факультет довольно непросто. Возможно, я поступлю на журналиста или лингвиста - пока что это два основных варианта.
Какие советы можешь дать новичкам в этой сфере?
Несколько самых основных советов:
1) Литература - не тот предмет, который можно заботать просто «для галочки». Нужно любить читать и писать. Чтобы добиться успеха - важна полная отдача.
2) Лучше сразу найти наставника, который будет помогать с проверкой работ и направлять Вас - сторонняя критика важна для прогресса
3) Уделяйте больше внимания практике, а не теории. Как я уже говорила - да, теория важна, но именно практические навыки спасут вас на олимпиаде. Нужно, прежде всего, уметь анализировать тексты, а это нарабатывается только практикой.
4) Если есть возможность присоединиться к сборной своего региона - сделайте это. Лично мне очень пригодились на заключительном этапе те навыки и сведения, которые я получила на лекциях наших тренеров.
5) Читайте как можно больше - пригодиться может всё! Это же относится и к подкастам.
6) По аналитическому туру у меня есть 2 основных совета: выработать свою схему анализа, которая будет +/- универсальна, и всегда задавать себе вопрос не «а как в тексте…», а «почему в тексте…» Схема поможет Вам составить план анализа в любой ситуации - это своего рода «конструктор», элементы которого можно убирать и добавлять, но суть остаётся одна. Вопрос же «почему» помогает заниматься именно анализом, а не описанием: Ваша цель как исследователя узнать не что происходит, а почему - зачем автор использует конкретный приём? Все это помогает раскрыть смысл текста полно и верно.
7) Не занимайтесь только одним видом текстов: практикуйте оба, и прозу, и поэзию. Нельзя предсказать, какой текст покажется более понятным на олимпиаде, поэтому лучше иметь навыки для обоих видов текстов.
Напоследок приведу свои любимые пособия для обучения анализу: проза - Есин, поэзия - Магомедова