- Игорь Ильич, расскажите, для чего учителю вести свой блог?
- Во-первых, ведение делает учителя более публичной персоной, но это не самое главное. Главное, что блог - это дополнительный канал, по которому ты можешь пообщаться с учениками, позволяет быть «инфлюенсером» не только в аудитории, но и круглосуточно в режиме онлайн.
И как правило, это помогает найти общий язык с ребятами. У меня бывало такое, что ученики искали (и находили) окна моего дома по увиденному на моей странице фото с видом из него или, например, когда они устраивали на мой день рождения перформанс с чтением моих стихов и заметок, также найденных в соцсетях.
Но такое внимание накладывает ещё бóльшую ответственность на учителя: ведь он всегда на виду, поэтому может и даже должен постоянно повышать среди ребят статус своего предмета, да и образовательного процесса в целом.
А ещё блог серьёзно помогает преподавать: нередко я выношу на страницу паблика какую-то полезную информацию, для которой мне жаль времени урока. Потом её в любой момент можно найти и скинуть ученикам для самостоятельного изучения, и это, конечно, очень удобно.
К слову, чтобы ответить на Ваш вопрос, я зашёл на сайт Минпросвещения и почитал протокол заседания Общественного совета, где это решение и приняли. Там прописано вот что: «новое объединение … будет способствовать обеспечению единого образовательного пространства, в частности через распространении информации в социальных сетях о решениях в сфере образования». То есть формально это всего лишь бесплатный способ транслировать волю Министерства в массы. Кстати, хотя подаётся инициатива как идущая «снизу», т.е. от самих блогеров, ни один из нас на заседании не выступал.
- Как вы думаете, что повлияло на создание совета?
Нет никаких сомнений в том, что такой своеобразный комитет по блогерству нужен Минпросвещения для того, чтобы – по старинной формуле – организовать и возглавить. Представьте картину мира чиновников: столько лидеров мнений пишут там что-то, влияют на кого-то, а при этом, говоря гоголевским языком, пользы отечеству решительно никакой. А тут мы их под крылом объединим и будем им помогать сеять в своих блогах только хорошее, только доброе и только вечное.
- По-моему, это неопасная форма контроля. У нас сегодня есть куда более эффективные меры, чтобы регулировать свободу слова в том числе на просторах интернета. Все мы знаем и про наказуемые репосты, и про запретные темы, и про реальные сроки. Всё это, разумеется, стимулирует самоцензуру, когда люди не рискуют остро высказываться ради самосохранения.
И если дополнительно к этому собрать 20 человек из нас, чтобы мягко, но настойчиво указать, какие вопросы очень здорово бы в своём блоге правильно осветить, то я вижу в этом либо пользу, либо безвредность. Давайте вспомним историю ленинградского рок-клуба – идея его создания была примерно та же: собрать всех не слишком просоветских деятелей сомнительного искусства под одной крышей и там на них влиять. Итогом этого, так сказать, проекта стало появление ярчайшего рок-сообщества, культового арт-пространства.
В общем, если люди в совет придут толковые, то они и под бдительным взором сверху смогут созидать, а если бесталанные – то и рисков никаких, хуже никому не станет.
- Как я уже говорил, появление любого профессионального комьюнити – это хорошо, поэтому я бы вступил (будь такое предложение получено), даже если бы он просуществовал один день. Два десятка педагогов, влюблённых в своё дело, – в такой компании я точно был бы рад оказаться.
- А что бы вы предложили там?
Я бы с удовольствием продвигал проекты, связывающие учителей-блогеров и просто учителей в единое сообщество. Сайнслэмы (прим. Science Slam - соревнование в виде коротких выступлений учёных с рассказами о своих научных исследованиях в научно-популярной форме), стендапы для учителей, печа-куча форматы (прим. форма проведения вечеринок с представлением докладов и презентаций, специально ограниченных по форме и продолжительности) – почему бы и нет?
Видеоколлаборации, тематические онлайн- и офлайн-фестивали – отчего всё ещё нет своего праздника вроде ВК-феста для преподов?
Конференции - это, конечно, хорошо, но мне кажется, что преподаватели, особенно молодые, могут создавать и более интересный и публикоориентированный контент сообща. Думаю, это можно было бы сделать и целомудренно, и весело, и всё это точно пошло бы на пользу образованию и просвещению.