Ежегодно больше тысячи ребят участвуют во Всероссийских олимпиадах по журналистике, но как они придумывают идеи для материалов? Как готовятся к заданиям? Как распределяют время? И что нужно делать для того, чтобы выиграть? На эти и другие вопросы ответила Марина Охоботова — победитель олимпиады РАНХиГС по журналистике в 2021 году.
— Марина, в 10 и 11 классе ты два раза участвовала в олимпиаде причем оба были успешны - победитель 1-й степени. Расскажи, изменилась ли подготовка в 11 классе по сравнению с 10? Или ты действовала по плану предыдущего года?
— Конечно, моя подготовка изменилась. В 10 классе я подробно не разобралась в жанрах журналистики. Например, думала, что эссе — это школьное сочинение, в котором не обязательно использовать статистику — поверхностно подходила к этому заданию. В новостной заметке я не умела писать бэкграунд. Также мне не хватало исторических знаний для работы с репортажем, поэтому к 11 классу мне пришлось ее подучить.
Редактирование текста было самым простым заданием: нужно было исключить из текста клише, повторы.
— Думаю, это темы, касающиеся критики журналистикой профессии, политики, недостоверных событий.
— Скажи, а когда ты шла на олимпиаду, ты уже знала структуру жанров, или это пришлось подучить?
Для написания новостной заметки, посмотрела кто является главным заведующим библиотеки им.Ленина, почитала про его деятельность, обязанности, чтобы примерно составить портрет. Перед написанием рецензии изучила ее особенности, посмотрела фильм.
— На мой взгляд, олимпиада РАНХиГСа самая креативная. Комиссия любит необычный подход к написанию работ. В то же время, придерживается четкой структуры жанров. Требуется знание истории, широкий кругозор.
— Результаты отборочного этапа появились в конце декабря, а заключительный был в 20х числах февраля. Как ты распределила время подготовки?
— Было трудно распределить время и совместить всё это с подготовкой к ЕГЭ, итоговому сочинению, другим олимпиадам, которые были после отборочных этапов. Думаю, что этого можно было избежать если бы был четкий план, у меня его не было, действовала по своим возможностям.
— Я занималась на курсах, но дали они мне немного. А вообще, сама читала много дополнительной информации в интернете, смотрела работы победителей прошлых лет, составила определенную картину в голове, что могут потребовать, что нравится комиссии, повторяла историческую часть, которая была на заключительном этапе, тренировала написание заметок, эссе.
— Мне кажется, что оба варианта по-своему комфортны. Например, когда я участвовала в олимпиаде в 2020 году, мне понравилось доброжелательное отношение наблюдающих и организационного комитета. Написание работы дома было проще, поскольку домашняя обстановка успокаивала. Но стресса было больше: я боялось, что что-то случится с техникой.
— Реально ли подготовится за полгода к олимпиаде и выиграть?
— Реально. Все зависит от усилий участника. Если ты действительно захочешь этого, будешь ответственно готовиться, то выиграть будет не сложно.
— Прежде всего, не допускать мыслей: «Я не выиграл олимпиаду теперь плохо сдам ЕГЭ и на этом моя жизнь закончится», уделять время отдыху, создать подробный план подготовки, например: сегодня я учу теоретическую часть, завтра — пишу эссе, просмотреть работы прошлых лет, отметить свои пробелы в темах и прорабатывать их.