На этой неделе опубликовали результаты международных предметных олимпиад для школьников по физике, химии, математике и биологии. И мы видим, что в числе победителей всё больше представителей России как и в последние несколько лет, в списке победителей – одни русские имена. А что касается, например, биологии - так там вообще, как говорят в спорте, «победа за явным преимуществом»:ребята умудрились забрать все пять золотых медалей.
И всё это, конечно, очень приятно, но как-то плохо укладывается в голове после всех этих скандалов и реформ вокруг нашей многострадальной школы, после всех претензий и со стороны ребят (72% из них вообще не любят ходить в школу, а количество учеников на домашнем обучении вообще увеличилось в 3,5 раза), и со стороны родителей, и со стороны учителей, и даже со стороны избранников. И с учётом, между прочим, PISA, которая оценивает уровень образованности выпускников со всего мира (а там Россия попала только в третий десяток).
Так что последние эти приятные новости одновременно и заставляют задуматься - а что же происходит в нашей школе? Потому что все эти медалисты, все эти победители, которыми мы так гордимся, они же не прилетели откуда-то издалека. И получается, что это наш успех? Успех нашей школы?
И второй вопрос - а вот эти олимпиадники, вот эти умники и умницы, они могут стать примером для обыкновенного старшеклассника? Их опыт полезен нам с вами, он может хотя бы замотивировать?
ответ прост - конечно! Наши школы способны воспитать талантливых выпускников, только делают это не массово. И дело здесь не столько в том, где школа находится (в олимпиаде побеждали ребята и из Казани, и из Саранска), сколько в заинтересованности и мотивации самих школьников. Ещё несколько лет назад победительница математической олимпиады для девочек рассказывала ПУ, что участвует и побеждает, потому что «любит неоспоримые доказательства». И, пожалуй, тот же запал мы заметили у ребят этого года, которые даже с золотом на шее говорят, что могут лучше.
Но, как говорит и Артём, и победители этого года – чтобы что-то получилось, нужно понять, что ты хочешь от этой олимпиады взять. Если это участие ради баллов, бюджетного места или оценки в школе, то увы, ничего не получится. Здесь всё как в спорте: нужно много заниматься самому, прислушиваться к наставнику, читать книги, нарешивать задачи. И только тогда, когда ты пройдёшь через всё это, ты получишь заветный диплом, а вместе с ним и место в институте, и, может, даже работу. Тем более, что в Минпросвещения сегодня пообещали помогать олимпиадникам с трудоустройством.
Правда нужна ли эта помощь – большой вопрос: когда ты и так прошел через испытания, набрался опыта и знаний ещё в школе, оказаться «не на своём месте» просто не получится. Например, Мария Дмитриева с нашей обложки ещё учится в институте, но уже работает учителем в Центре Педагогического Мастерства. И это далеко не та история, в которой «просто повезло».
В этом и есть особенность олимпиад: сначала ты работаешь на неё, а уж когда ты докажешь, что здесь ты не случайно, что ты не передумаешь после нескольких занятий, она поможет и тебе. И ежегодная статистика по медалям это подтверждает.