Помните ситуацию: к вам подходит учитель и буквально заставляет тебя поучаствовать в очередном конкурсе ради «чести школы»? И вроде бы, когда мы отовсюду слышим об активистах РДШ и юнармейцах, такие разговоры давно должны сойти на «нет». Но увы, меняется здесь только одно: вместо учителя к тебе подходит координатор, а ты только качаешь головой, чтобы не дай бог не испортить с кем-то отношений и получить дополнительные баллы, которые, может, даже помогут тебе при поступлении.
Возьмём хотя бы всем известные РДШ и Большую Перемену. Заманивают ребят туда громкими словами о профориентации, развитии «лидерских качеств» и других полезных навыков, нужных и в вузе, и в школе. А тем временем ребята так и не знают, кем им становиться в будущем, а профориентацию в школе большинство оценивают на твёрдую единицу. Может, они просто не знают об этих «чудесных возможностях»?
Тут мимо: я провела опрос в своей школе, и, оказывается, 90% ребят знают о движениях, и, даже более того, довольны тем, как они развиваются. Правда дело здесь не в мероприятиях и возможностях, о которых мы постоянно слышим, ребят больше привлекает возможность «по-быстрому» набрать дополнительных баллов к экзаменам и возможность пообщаться со такими же активистами. К самой же организации – есть вопросы:
«Мне не нравится, что школьников скрыто вовлекают в политику, причём чем дальше, тем больше. Акции поддержки военных, соответствующие публикации в соцсетях, которые дают баллы за конкурсы... Вообще система "напиши кучу постов на своей стене и тогда будешь молодец" очень смущающая и неприятная».
К чему ведёт такой формат? А к тому, что всё становится искусственным: «Например, Большая Перемена очень любит, когда творят добро. Иногда это вредно - участники своё добро начинают придумывать». И какой тогда от этого толк?
Нет, сами по себе, детско-юношеские организации – вещь нужная и полезная, но только тогда, когда это не сводится к бумажкам и отчётам. Пожалуй, только тогда они смогут и с профориентацией помочь, и школьное самоуправление развить, и ребят привлечь. Правда идти эти ребята должны не за баллами, и не потому что «в конкурсе поучаствовать нужно», а потому что они сами хотят себя в этом попробовать. Может, и толку от этого будет больше.