Если мы взглянем на школьный список по литературе школьной программы, то лишь удивимся, представив ученика, что действительно все это прочёл. Особенное если вспомнить о существовании великой и ужасной приписки «КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ» к названию произведения, которое ученик вводит в поисковик на перемене перед уроком. А то и на самом уроке.
Никто не спорит, программа очень обширная. И если объемным и серьезным текстам обычно посвящают с десяток уроков, то про некоторые учителя и вовсе забывают. А зря, ведь некоторые из них куда важнее и интереснее, чем могут показаться. И о них я расскажу.
«Премудрый пескарь» и другие …
Первое что приходит в голову, когда слышишь фамилию Салтыков-Щедрин - это эзопов язык. Да, Михаил Евграфович активно пользовался этим приемом в своих сказках. И Премудрый пескарь как раз одна из работ, написанных Эзоповом языков.
В скучной на первый взгляд сказке, автор поднимает серьезный для России того времени политический вопрос.
Сравнение боязливой рыбы, не высовывающей нос из своей пещерки - с буржуазией, нарекающей себя «умеренными либералами». Или же препарирование взаимоотношений между крестьянами и все той же буржуазией после отмены крепостного права.
Большинство тем поднимающихся в сказках Салтыкова-Щедрина не только остаются актуальными, но и написаны изящной сатирой. Только вот сказки эти проходят в 7 классе, когда ребята не то, что иронию плохо считывают, но и нужную историю пока не знают. И если эти работы прошли мимо вас, то пусть этот текст станет поводом ознакомиться с ними, тем более объём сказок примерно 10 страниц.
«Старуха Изергиль»
В 1894 г. Алексей Максимович Пешков пишет рассказ, который подводит нас к рассуждению о нынешних «слабых» людях и о людях дней прошедших. Через диалог старуха Изергиль расскажет о том как любила, о том как легко стала тенью за громадой своей гордости и о красоте души, наполненной благородными порывами. Все рассказанные истории - это уроки из жизни, которые лишь задают вопросы.
Любовь без раздумий или тщедушие? Гордость и одиночество или жертвенность и благородность? Иррациональный романтизм или усмирённый страх риска? Может правда где то посередине ? На все это предстоит ответить читателю. Объём произведения около 25 страниц, это совсем мало, учитывая широту спектра затронутых тем.
«Ионыч» - реквием по личности
В литературе противопоставляют героя и общество. Особенно вооружён этим приемом был романтизм. Реализм же, как последующая эпоха, во многом переосмыслила предшествующее ему течение. И рассказ «Ионыч» А.П Чехова не исключение.
Его отличительной чертой является композиция. Выполнена она в виде лестницы по которой герой духовно опускается, но поднимется социально. Рассказ ставит вопрос «Как общество может изменить человека, насколько эти изменения фатальны?» и «может ли человек противостоять среде, не уподобиться ей?».
Объём произведения около 20 страниц, поэтому много времени это не займет.
«Маленькая трилогия»
И снова А.П. Чехов радует нас шедевром литературы. «Маленькая трилогия» похожа на произведение «Старуха Изергиль» Горького - это рассказ в рассказе. Он также повествует три разные истории, объединённые общей темой - отчуждение и страх человека перед действительностью. «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» поднимают эту тему в разных контекстах: образ жизни, ослепленная погоня за мечтой и в контексте любви. Автор поднимает вопросы, на которые ответить однозначно практически невозможно. Но, может, получится у вас?
Объём произведения около 50 страниц.
«Мальчик у Христа на ёлке»
Самое короткое (всего 3 страницы), но ,несомненно, самое трогательное произведение этой подборки. Идея внутренного порока общества раскрывается здесь во всем своём ужасающем масштабе. История выпавших из системы общества, как мать главного героя, или даже не вошедших в неё, как сам герой, людей, обличает далёкую от совершенства картину мира.
Ужас происходящих в рассказе событий, описанный через призму детского восприятия - вот что действительно трогает до глубины души и заставляет задуматься. И все это в совокупности с изящностью слога, свойственной Фёдору Михайловичу Достоевскому.