На выходных у меня возник логичный и закономерный вопрос - куда пойти, чтобы не пролежать весь день перед ноутбуком с сериалами? И по счастливой случайности (а иначе это не назовешь) в ленте выскочил баннер: «Психотерапевт для искусственного интеллекта». На фото - что-то непонятное, да и название, честно говоря, мало что объясняет. Открыла сайт. Цена удовольствия - тысяча рублей. Закрыла. Все же я пока студент, и мне на эти деньги жить еще. Но интерес оказался дороже денег, поэтому через три часа я была уже у входа. И попав на выставку, я нисколько не пожалела потраченных денег. Это того стоило, поверьте!
Создано ценителями

А неоднозначное и не до конца понятное название выставки Иль Гурн расшифровывает так:

Смутное начало
Нам дают QR-код с аудиогидом: всю экспозицию с нами будут общаться кураторы проекта, художники и дизайнеры инсталляций.
Путешествие начинается уже с цокольного этажа. На стенах проекции с яркими мигающими картинками. Постепенно начинаешь различать на них среди пятен красок обрывки слов. Некоторые надписи мне удалось расшифровать: «homo homini lupus» (с лат. «человек человеку волк»), «В самом деле, игра ничего не производит: ни материальных благ, ни духовных творений. Она по сути своей бесплодна…»
Единственное стабильное и читаемое изображение – это диалог организаторов, которые дают подсказу для разгадки этой выставки: проект был создан с помощью диалогов, размышлений и споров. Тоже самое происходит и со зрителем на выставке. Диалог с самим собой, который каждый из нас начинает прямо сейчас.

Далее мы возвращаемся к главной лестнице, у которой стоит следующая инсталляция: зеркальный куб и стул. Нас приглашают присесть в кресло и взглянуть на себя в зеркальный телевизор. Ты оказываешь в некоем зеркальном лабиринте, где не можешь найти истинное собственное изображение. А потом и вовсе перестаешь понимать, есть ли оно… Ощущения, сажу честно, необычные: что-то межу мечтаниями и тем, что ты сошел с ума.
А дальше зеркала не перестают нас покидать: даже, когда мы поднимаемся по главной лестнице на второй этаж. Лестницу освещает огромная хромированная люстра от художника Дмитрия Шабалина. Она состоит из множества металлических пластин с диковинными узорами и рельефами. Пластины похожи друг на друга, но ни на одной рисунок не повторяется. Интересно, что в своих работах Дмитрий Шабалин использует «низкие материалы». Так называют вещи, которые однажды уже оказались выброшенными. То, что для кого-то стало мусором в руках художника превращается в произведение искусства.

Фольклор и волк-киборг
Следуя указателям, мы оказываемся в первом зале. Он посвящен истокам анимационных и цифровых технологий. Времени, когда картинки оживляли не за счет компьютерной обработки, а с помощью фенакистископов.
Для тех, кто родился после двухтысячных: это лабораторный прибор для демонстрации движущихся рисунков. Чтобы «заставить двигаться» изображение, нужно прокрутить диск и смотреть в определенную прорезь на нем. Тогда несвязанные, на первый взгляд, между собой рисунки по окружности превращаются в некий мини-комикс.
За основу этого «комикса» был взят проект художницы и дизайнера Марии Федоровой «Хронотоп пандемии». В, как уже сейчас кажется, далеком 2020 году, в период национального локдауна она решила написать коллективную сказку-эксперимент. В создании героев и сюжета участвовали все желающие. Но, если раньше сказки передавались из уст в уста, то эта сказка писалась с помощью социальных сетей и интернета. Поэтому она обрела образ роботизированных волков и мутировавших жар-птиц, летающих с помощью фенакистископов.

Миф о хрупкости
Открывая занавес (именно он разделяет все залы) следующего пространства, слышим звуки океана. Вся площадь зала отведена под иммерсивную инсталляцию художников Аглаи Кузнецовой и Ростислава Узунова. Мы садимся на мягкие пуфики в центре зала и смотрим. Шум океана. Хрустальный младенец в воде. В нем отражаются солнечные лучи. Он огромен, но при этом так хрупок. Шум океана. Младенец становится частью следующего видеоряда. Оказывается, он лежит в колыбели, расположенной на небольшом дереве. Безликие люди вокруг пытаются то ли удержать, то ли раскачать его. Шум океана. Бесконечное полотно из младенцев, подвисших в коконах над океаном.
Покой, баланс и неизвестность. Три состояния, заложенных в инсталляцию. И только в такой обстановке становится понятно, что образ ребенка - не просто символ чистого и нового. Это и образ исследователя, готового к переменам, готового делать этот мир лучше. А вода - олицетворение неуправляемого течения времени.
Аглая Кузнецова рассказала, что в основу идеи легли извечные вопросы «в чем смысл жизни?», «кто мы?» и «зачем мы здесь?». Мы погружаемся в своего рода анабиоз, чтобы проанализировать увиденное и прочувствовать, как это связано с нами.
Лаборатория и инкубаторы будущего
Конечно, было уже написано множество книг и снято сотни фильмов, посвященных жизни в далеком будущем. Но давайте представим, что мы уже в нем оказались.
Мы - то самое постчеловечество, которое стало путешествовать в космосе, создало искусственный интеллект и новые технологии. Что стало с миром? Перед нами три экрана с людьми, с людьми из будущего. Художники проекта предположили, что человек будет иметь «новое тело, созданное в процессе взаимодействия с новыми технологиями, материалами и бактериями».
Герои этого эксперимента оснащены специальными имплантами и дополнительной системой органов, которые позволяют им выживать в новых условиях мира. «Тело нового человека стало чем-то вроде фермы по выращиванию клеток и клеточных органоидов…» Как эти изменения повлияют на постчеловека? Останется ли он человеком или превратится в киборга, объект изучения? Вопросы, на которые ты хочешь найти ответы, но не можешь…
Наравне с «технологиями будущего» представлены еще два «экспоната», не сразу заметных в масштабе зала. Макет настоящего сердца. «Парадокс невозможности увидеть собственное сердце вызывает почти научный интерес», - рассказывает Анастасия Гарнова.
Второй «экспонат» - это ряд компьютерных скетчей, не связанных между собой никакой единой историей. Но на подсознательном уровне мозг все равно стремиться сложить мозаику и объединить картинки в сюжет и даже в целый мультфильм. Возможно здесь и кроется ответ на предыдущие вопросы. Человек остается человеком, пока у него есть сердце и сознание…

Звучание ауры
Теперь перед нами звуковая скульптура «ЭКО|ЕКО» Тараса Машталира. «Новый интерактивный
объект, в который интегрирована звуковая и светодиодная системы с набором
сенсоров».
Скульптура причудливой формы, напоминающая сталагмит, реагирует удивительными звуками на твое присутствие и переливается всеми цветами радуги. Более того, датчики этого «создания» считывают уровень запыленности и температуру в пространстве, поэтому нужно очень бережно относиться к условию его содержания.
При взаимодействии с этим объектом создается впечатление, что ты общаешься с инопланетным существом, язык которого тебе неизвестен.

Свет в конце туннеля
Наше пребывание на космическом корабле подходит к концу. Мы в галерее Белого зала. Справа от нас - искажающие отражение зеркала. Впереди светится экран. Мы подходим и надеваем наушники. В мире цифровых технологий и интернета человек по-прежнему чувствует себя одиноким.
Художник Даниил Зуев задался вопросом: а что, если совместить эти три направления: человека, одиночество и технологии? Он провел опрос, в котором попросил детально описать одиночество. Как человек его себе представляет? Как оно выглядит, чем пахнет, что конкретно каждый вкладывает в это слово и состояние? После чего по описанию людей художник сам визуализировал одиночество. А потом задал по тем же параметрам визуализацию нейросети.
На экране отображаются работы Даниила Зуева и нейросети, параллельно мы слушаем, как описывает человек состояние одиночества. Ты всматриваешься и понимаешь, разницу между машинной графикой и 3D иллюстрациями человека. Художник – не только визуализирует, но и пропускает через себя. Машина, увы, так не может.
Кстати, каждый сам может поучаствовать в
проекте «Чувственная исповедь одиночеству или же свет в любой тьме!». После
перехода по QR-коду можно ответить, как ты представляешь одиночество. А в ответ
получишь изображение, которое для тебя визуализирует сам художник вместе с
нейросетью.

Мы открываем массивные деревянные двери и вновь оказываемся в шумном центре Санкт-Петербурга. Мне понадобилось несколько часов, чтобы окончательно вернуться на Землю (во всех смыслах этого слова). Столько мыслей, столько чувств пробудила во мне экспозиция. Даже сейчас, когда я пишу эту статью, будто снова прохожу все эти залы и нахожу новые загадки и вопросы. Ощущение, что ты побывал в будущем, в котором столько нового и непонятного. Столько чужого и столько родного…
«Психотерапевт для искусственного интеллекта» словно галлюцинация, словно видение, а может и пророчество. После таких выставок нельзя дать однозначный ответ: понравилось тебе или нет. Можно только ориентироваться на те эмоции, которые ты испытал, а точнее испытал ли ты вообще что-то. Здесь с полной уверенностью можно сказать, что эмоции были и остались до сих пор. А в искусстве это самое главное.