«Заикались даже самые стрессоустойчивые», — так учителя описывают первое из экзаменационных испытаний, выпавшее на долю девятиклассников: 12 февраля школьники сдавали итоговое собеседование. По свежим следам уже не первый год ребята из разных городов делятся с ПУ впечатлениями от первого экзамена, а учителя — его результатами. Идея испытания — проверить навыки устной речи, однако отзывы об экзамене подсвечивают одну несостыковку: устный русский, кажется, совсем не про устную, спонтанную, живую речь.
«Нервно на экзамен реагировали абсолютно все» «Нервно на экзамен реагировали абсолютно все»
Единогласно самым сложным заданием девятиклассники признали второе — пересказ. На подготовку дается всего 2 минуты, за которые нужно продумать свой рассказ так, чтобы вышло подробно, логично, грамматически верно, а еще необходимо добавить цитату, сообразив на ходу, куда лучше всего ее вклинить в повествование:
Задания оказались совсем не сложные, но я переживала за пересказ, потому что думала, что я не смогу вставить цитату в нужное место. В итоге все получилось.
Полина, Омская область
У меня плохая память, я готовилась последний месяц, пересказывала тексты и все равно налажала. Замолчала после цитаты, потому что после нее уже забыла, что там в конце текста было.
Алиса, Санкт-Петербург
Кроме того, в каких-то вариантах вместо привычной цитаты были стихотворные строки. Такое на устном русском встречается впервые и, возможно, малость дезориентировало учеников, многие из которых и так волновались слишком сильно.
Экзаменационный КИМ-2025, который достался одной из петербургских школ. /Фото передано учителем петербургской школы N
«
Да конечно, многие девятиклассники столкнулись со стрессом и страхом, для всех нас это было впервые», — делится Полина Иванушкина, которой в итоге удалось побороть волнение и справиться со всеми заданиями без неловких пауз. Однако некоторые учителя петербургских школ наблюдали, как страх одолевал буквально всех девятиклассников:
Нервно на экзамен реагировали абсолютно все. Кто-то заикался, кто-то под столом ногами стучал, кто-то пальцы крутил. Было даже так, что от волнения что-то спрашивали. Идет экзамен, включен микрофон, все сто раз предупреждены: «Ничего лишнего не говорить». В итоге ученик дрожащим голосом перед диалогом спрашивает: «Я нужное количество предложений наговорил?» Один единственный мальчик зашел спокойно в кабинет, держался уверенно, но только в начале экзамена. В конце все равно распереживался и большие паузы начал делать.
учитель петербургской школы
Также экзаменаторы дали комментарий по некоторым КИМам. Оказалось, что
варианты были разной сложности: и эта разница была особенно заметна как раз на примере второго задания. Пересказ на экзамене выполняется по тексту из первого задания на чтение, и чем сложнее текст, чем больше в нем деталей (названий, дат, имен), тем невозможнее ученикам не запнуться.
Так, в тексте про танкиста Александра Петровича Оськина, фактических деталей оказалось в три раза больше, чем в других вариантах: четыре даты, названия танков, много числительных и труднопроизносимых названий. Конечно, ударение в слове Оглендув (название деревни) в тексте поставлено, но за две минуты подготовки запомнить все подробности, по словам экзаменатора, не удалось никому, и хотя бы балл в этом варианте за пересказ потеряли все.
Экзаменационный КИМ-2025, который достался одной из петербургских школ. /Фото передано учителем петербургской школы N
И правда тогда понятно, как даже «разговорчивые» дети могут перестать говорить. Но чем бы страх и суматоха не были вызваны, пусть даже особенностями психики подростков, кажется, они создают не совсем подходящие условия для объективного оценивания навыков устной речи, ведь, общаясь, мы не говорим в микрофон и можем чисто по-человечески подглядеть названия из незнакомой нам профессиональной сферы.
Тогда логично, почему, идя на экзамен, подростки больше всего переживают за «правильное включение в текст цитаты». Тогда логично, почему называют самым простым последнее задание, где нужно поддержать диалог, ответив на вопросы по теме:
Для меня самым легким заданием было четвертое, я разговаривала с учительницей, как с подругой, на мгновение даже забыла, где нахожусь.
Полина, Омская область
Уверена, что не потеряла баллы только в диалоге.
Алиса, Санкт-Петербург
«Передо мной интересная фотография»: что не так с заучиванием клише? «Передо мной интересная фотография»: что не так с заучиванием клише?
Конечно, сетовать только на формат экзамена не совсем честно: помимо стрессоустойчивости, какие-то базовые навыки устной речи задания проверяют, и, очевидно, какие-то подростки волнуются, потому что действительно с трудом могут осилить даже монолог с описанием картинки. И тогда, возможно, превращение экзамена в дублирование заученных заранее клише только следствие невозможности грамотно, свободно и, главное, устно выразить мысль?
Как делятся педагоги, именно за монолог большинство девятиклассников теряло баллы — за речевые ошибки и нарушение логики. И это несмотря на то, что большинство выбирали из трех вариантов именно описание фотографии и делали это по клише:
В моей группе только один человек взял рассуждение. Все остальные картинку описывали. «Передо мной интересная фотография», — предложение, с которого начал абсолютно каждый. Кстати, почему-то некоторые после этого сразу описывали задний план, и я ставила «логику»: нелогично описывать что-то, начиная с второстепенных деталей. Но фразы были одинаковые, поэтому я делаю вывод, что их так научили.
учитель петербургской школы
В школах к устному русскому ребят действительно готовят. Они знают структуру, знают, что лучше делать в отведенные на подготовку минуты, на что обращать внимание и какие клише использовать. Так, с одной стороны, школьников правда учат навыкам устной речи, с другой — устная речь на экзамене чаще всего оказывается заготовленной.
Что тогда проверяет итоговое собеседование и как по-настоящему нарабатываются и развиваются навыки устной речи — вопрос для отдельного материала. Но даже школьники, поделившиеся с ПУ впечатлениями, замечают, что несколько месяцев недостаточно, чтобы сдать экзамен без неловких пауз. Нужно что-то еще, и радует, что среди чего-то еще вспоминается чтение:
Я думаю,что я сдала довольно хорошо и планирую набрать около 14–15 баллов. Я бы хотела посоветовать будущим девятиклассникам больше читать, это пригодится не только на итоговом собеседовании, но и в будущем.
Полина, Омская область
«Мне не понравилось, потому что я не понял»: учителя — о том, как уроки литературы теряют всякий смысл
Разбираемся, что не так классикой и почему педагоги требуют адаптировать школьную программу по литературе под современную молодежь
Читать далее
Фото: пресс-служба Минпросвещения
Девятиклассники поделились впечатлениями о первом экзамене, учителя — осмыслили результаты. Про устную ли речь устный русский?