За пьесу Леонида Зорина берутся многие театральные режиссеры - и вот недавно мне удалось побывать на такой постановке в московском Театральном центре «Филантроп».
Был камерный зал - сидели я, брат, родители и еще с десяток зрителей. По началу было неуютно, непривычно даже, но потом я поняла: мы не просто зрители, мы здесь очевидцы происходящего. Актеры то выходили на авансцену, то спускались и вовсе, садились рядом с нами и продолжали жить в своей истории. Хотя, наверное, это было и сложно - вот так быть один на один со зрителем.
«Мелодия» с богатой театральной историей
Вообще эта пьеса считается театральной классикой: премьера «Варшавской мелодии» состоялась в еще 1967 году на сцене театра им. Вахтангова. И с тех пор кто только не играл главных героев: Алиса Фрейндлих, Юлия Пересильд, Даниил Страхов, Анатолий Семенов.
На этот раз жребий выпал труппе молодежного театра «В!Смысле». Актерам, исполнившим главные роли чуть больше двадцати - почти столько же и персонажам в начале истории. Дана Донец и Кирилл Прокин не просто играли - они, казалось бы, соприкоснулись с переживаниями и болью, которую пришлось пережить Геле и Виктору. Особенно чувствовалось это со стороны Даны, когда игра Кирилла выглядела несколько сдержанной. Хотя, может это было неспроста?
Без преувеличения можно утверждать, что одно из действующих лиц спектакля – это музыка. Прежде всего, мазурка Шопена - красивая, хотя в целом и грустная мелодия, которого так созвучна сюжету. Ее эмоциональность как бы резонирует с переживаниями героев. Как и в случе со старинным танго «'Już nigdy!'» («Уж никогда») композитора Ежи Петерсбурского.
О сюжете
В основу истории легла любовь, вспыхнувшая между русским парнем Виктором и полячкой Гелей. Они нашли друг друга случайно, однажды встретившись в Москве во время учебы, уже когда Великая Отечественная война была выиграна. И хотя они видели уже много ужасов, потеряли родителей, они понимают - им повезло остаться живыми.
А ведь если задуматься, то имена подобраны не случайно: «Геля» можно перевести как «Светлая», а «Виктор» - «победитель».
И, конечно, им, как многим молодым хочется светлого будущего, правда..принятый в 1947 году закон о запрете заключать брак с иностранцем (его отменили лишь в 1969 году) рушит их планы. Хотя поначалу он обещает все уладить, он же - бывший фронтовик, «не робкого десятка» и всегда находит выход даже в самых трудных ситуациях, ничего не выходит: Геля и Виктор расстаются на долгие 10 лет. И даже не пишут, не звонят, ничего не знают друг о друге.
Говорят, время лечит. Но не в случае с Виктором, который уезжает в командировку в Варшаву и снова встречает Гелю. Поразительно, как обоим актерам удается перевоплотиться из студентов в зрелых, опытных людей.
Оба они за это время уже состоялись в профессии: она стала известной певицей, он - авторитетным виноделом. И хотя оба они обрели семьи, любви в этих браках не найдешь.
А теперь перед ними встает сложный выбор: быть либо вместе, либо порознь.
Почему эта история до сих пор нас волнует?
Ведь закон о запрещении браков с иностранцами давно перестал действовать. Значит ли это, что спектакль - просто исторически любопытная зарисовка быта уже далекого прошлого? Хотя жизнь показывает, что и сегодня влюбленные вынуждены проходить через боль, разлуку. А вот поразмышлять над тем, как безболезненно все это преодолевать, нам дает режиссер и актеры.
Насилие не только на войне
Благодаря этой истории невольно начинаешь рассуждать о войне и насилии, фашизме и преследованиях. И ведь в случае с Гелей, которая пережила войну, насилие осталось - физическое сменилось на психическое, эмоциональное. Тут и пророчески звучит ее реплика о возрождении фашизма. Фашизма против любящих друг друга людей, пусть и разных национальностей.
Человек не жив без любви
Каждый из нас - творец. Своей судьбы, любви, успеха. Виктор – винодел, он с увлечением рассказывает об изготовлении вина, уподобляет этот процесс рождению человека. Издавна, с библейских времен, любовь сравнивали с вином. Первое чудо, которое совершил Иисус Христос - превратил воду в вино. И в данном спектакле проводится эта аналогия: подобно рождению ребенка, созреванию вина, любовь требует от человека ответственности, вдохновения, постоянных усилий, и даже самопожертвования.
У любви нет национальности
История Виктора и Гели доказывает: нет никаких границ у любви. И для них самих - с русскими и польскими корнями - это не было помехой. Наоборот, такая любовь обогащает. Интересно, что говорил об этом сам Леонид Зорин в интервью для одного из польских журналов:
Мне хотелось посредством её [Гели] образа высказать свою горячую симпатию к Польше, необычной стране, её народу, полному гордости, мужества, её людям, полным душевного спокойствия, наделённых превосходным чувством юмора, необыкновенной музыкальностью. Работа над пьесой для меня была счастливым периодом жизни
Леонид Зорин
Сегодня отношения между нашими странами переживают трудные времена, но хотелось бы надеяться, что человеческие симпатии на уровне простых людей преодолеют рано или поздно эти «враждебные вихри» (вспомним песню «Варшавянка»). А спектакль Леонида Зорина послужит весомым вкладом в этом преодолении.
Фото с обложки: сайт
Молодежного театра «В!Смысле»И не важно, какой ты национальности - впечатлениями о спектакле «Варшавская мелодия» делится Мария Пархоменко