Вечер апреля. Я - ученик одиннадцатого класса. Сижу перед стопкой учебников по подготовке к ЕГЭ и понимаю, что совсем скоро оставлю за своей спиной огромный пласт собственной жизни. Я честно, насколько это было возможно, отучился одиннадцать лет в Косолаповской средней школе и совсем скоро буду вступать во взрослую жизнь. Закончу университет, пойду работать. И неизменным в этой жизни останется только одно - образование.
Людям нужно учиться, чтобы передавать свой опыт из поколения в поколение, чтобы обретать базовые и профессиональные навыки, чтобы быть полезной ячейкой общества. Вот только в какую сторону двинется наше образование, каким оно будет в будущем, вопрос спорный. И особенно важным он выглядит на фоне 2023 года, который указом Президента был объявлен годом педагога и наставника.
Если бедность не порок, то и неграмотность - не проблема?
По последним данным, в России работает более 1 миллиона 251 тысячи учителей, 213 тысячи педагогов, 156 тысячи преподавателей колледжей и 179 тысяч находятся в вузах. В общем и целом, если еще учитывать 625 тысяч воспитателей детстадов, это чуть меньше 2,5 миллионов человек, работающих в сфере образования. Но вы только вдумайтесь, как мала эта цифра в сравнении с количеством учащихся в нашей стране? На 24 миллиона обучающихся приходится всего 2,5 миллиона педагогов.
С чем это связано? Как это повлияет на дальнейшее образование? Что нужно сделать для того, чтобы дефицит учителей перестал ощущаться так остро? Смирнова Надежда Михайловна, учитель истории и обществознания с многолетним стажем, ответила на эти вопросы следующим образом:
Проблема нехватки учителей - это проблема, актуальная не только на сегодняшний день. Инициативы и проекты государства в этом направлении не решают реальные проблемы, как бы ни хотелось думать иначе. Если и дальше не предпринимать ничего существенного, то дефицит работников, работающих в сфере образования, только усугубиться, что может привести к массовому сокращению учебных учреждений и падению уровня образования страны в целом.
Одним из основных критериев выбора профессии в современном мире является размер зарплаты. Её усредненное по стране значение часто не сходится с реальным положением сельских учителей и преподавателей в небольших городах, которым приходится брать дополнительные часы, кружки и предметы, чтобы покрыть свои потребности. Адекватный размер заработной платы может неплохо повлиять на ситуацию, сложившуюся на рынке работников образовательной сферы. Если не обратить внимание на эту проблему сейчас, в будущем количество необразованных людей в нашей стране станет только больше.
А как же гибридное обучение, гуманизация и компьютеризация образования?
Тенденции современного образования и вектор его развития также могут намекнуть на его будущее. Среди трендов обучения можно выделить гуманизацию, компьютеризацию и гибридное обучение.
С гуманизацией всё более менее понятно - это процесс, при котором внимание школы, педагогов направлено к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям, сохранению и укреплению его здоровья. Под компьютеризацией понимается многоцелевое использование компьютерных средств в обучении. Оба этих направления развиваются в России и упрощают жизнь как ученикам, так и учителям. Ни для кого не является секретом, что образование будущего будет тесно связано с этими тенденциями. Как никак, информационное общество даёт о себе знать. Игнорировать его потребности - значит фактически убивать собственное образование.
Нужно понимать, что гибридное образование - это не просто сочетание онлайн-и офлайн форматов. Это умение выстроить определённую логику образования, привлечь внимание ученика на каждом этапе его обучения. И если в крупных городах такой формат еще можно проводить, то в тех регионах, где нет должной компьютеризации, где не хватает профессиональных преподавателей, вводить гибрид просто невозможно:

Гибридное образование прямо сейчас может служить лишь как дополнение ко всем привычному формату очного обучения. Тем не менее, в будущем такой вариант вполне может стать основным. Об этом говорит интерес аудитории к гибридному образованию.
Так, по данным опроса ТАСС, примерно половина российских студентов на сегодняшний день предпочитает именно этот формат. И не удивительно, потому что "гибрид" - это как вполне реальная возможность изучать предметы углубленно, с его помощью у ученика проснется желание учиться самостоятельно, но под присмотром осведомленных людей.