В этом году ЕГЭ по русскому языку, хоть и вызвал много вопросов и обсуждений, не имел никаких сюрпризов в своей сути. На реальном экзамене встретились известные прототипы и хорошо знакомые формулировки в тестовой части. Традиционно много вопросов вызвали задания по тексту, нормам, а также по орфографии и пунктуации.
По этому поводу преподаватели образовательного центра Maximum Educationразобрали ТОП-4 заданий, в которых ученики чаще всего допускают ошибки. О них полезно будет узнать не только тем, кто уже сдал экзамены, но и тем, кому только предстоит их писать.
Задание №1
Казалось бы, может ли самое первое задание быть сложным? На самом деле может: многих выпускников сковывает требование подобрать конкретную часть речи и именно того разряда, которая указана в формулировке. Поэтому прежде стоит повторить конспекты по морфологии с 1 по 7 класс включительно.
В нашем задании необходимо самостоятельно подобрать и записать определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.
Разряд определительных местоимений составляет небольшая группа слов: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк и всяческий(устаревшие местоимения). Подбираем ответ по смыслу: сюда подходят слова «каждый», «любой», «всякий». В ответ записываем только одно из них на выбор.
Задание №6
«Найти лишнее» в шестом задании проще, чем найти замену слову. Однако в этом примере, взятом с реального ЕГЭ, ответ очевиден: нельзя «играть значение» - можно «играть роль» или «иметь значение». Чтобы грамматически и лексически предложение оставалось грамотным и согласованным, после замены мы должны написать в ответ слово «имеет».
Потренируемся на других примерах популярных контекстов с экзамена, где тоже нужно отыскать лишнее слово и заменить его:
К сожалению, подобные ошибки встречаются почти ежедневно в нашей жизни. Поэтому в следующий раз, чтобы выполнить это задание и получить за него балл, нужно приучить себя обращать внимание на сочетаемость слов. И тренироваться.
Задание №18
В блоке заданий на пунктуацию отметили интересный нюанс. В задании №18 на вводные слова и обращения ранее часто встречались стихотворные тексты. В этом же году сразу в нескольких КИМах встретились диалоги.
В предложениях под номерами 1, 2, 3, 6, 7 мы видим вводные конструкции. А вот в предложении под номером 5 - уже обращение. Поэтому в ответ записываем все цифры, кроме 4.
Задание №27
Если говорить о второй части экзамена - сочинении, то ученикам попадались фрагменты уже «традиционных» для ЕГЭ авторов: Паустовского, Пришвина, Нагибина, Астафьева, Екимова. Тематики были разнообразные, но больше всего сложностей вызвали довольно обыденные темы: «искусство и человек», «природа и человек».
Тексто по теме «природа и человек»
Источник: Банк ФИПИ
Тексто по теме «искусство и человек»
Источник: Банк ФИПИ
Выпускникам оказалось сложно сформулировать проблему текста и подобрать подходящие примеры. А ведь если этого не сделать, то можно лишиться всех баллов, а это 8 первичных баллов из 24. К тому же еще ежегодно критерии по комментарию (К2) постоянно уточняются. Вот почему ученики часто сомневаются, что можно писать, а что нет. Как можно аргументировать позицию автора, а как нельзя.
Со своей стороны мы порекомендуем только одно – руководствоваться логикой. Здесь мы говорим о логике вообще, то есть и анализируемого текста, и своего сочинения-рассуждения. А выстроить ее поможет план сочинения, который стоит заучить и время от времени тренировать.
«Мне попался ужасный текст Паустовского, скудный на аргументы»: как прошел ЕГЭ-2023 по русскому языку?