Южнокорейский кинематограф ворвался в мировую киноиндустрию еще в начале 2000-х, когда на большие экраны вышел психологический триллер «Олдбой». Месть за годы насильственного заключения, убийство супруги, покаяние и философская концепция о цене греха и возмездия режиссера Пак Чхан Ук восхитила как кинокритиков, так и зрителей.
Кадр из фильма «Олдбой», 2003
Но даже тогда корейская индустрия кино продолжала держать руку на вытянутом расстоянии от кино мирового. Да, выстреливали дорамы и фильмы вроде «Токкэби» (или «Демон») и «Поезд в Пусан» с Гон Ю в главной роли, исторический «Алые сердца коре» и романтический «Что не так с секретарем Ким». Однако критики, уже порядком привыкшие к фишкам корейских режиссеров — метафоричному контексту, переосмыслению ценностей, не особо таки ярко отзывались о новых работах. Так продолжалось до тех пор, пока на экраны в 2019 году не вышли «Паразиты», а через два года — сериал «Игра в кальмара», завоевавший десятки премий, в числе которых «Золотой глобус» и «Премия гильдии киноактеров США».
Точка. С этого момента корейское кино возвели не только в эшелоны киноискусства, оно стало брендом, очередной визитной карточкой Южной Кореи. Как корейской киноиндустрии удалось вырваться вперед, что для этого делают режиссеры и правительство — разбираемся вместе.
В кино надо вкладываться
В истории корейское кино, как и, пожалуй, в истории кино любой другой страны, было несколько этапов развития. Не все они шли на пользу: в 1972 году и последующие восемь лет государство допускало к показу только фильмы, лояльные политике правительства. А вот становление корейского кино без политических штампов и аллюзий произошло только в 80-е. Правительство, да и само общество осознало, что отечественную киноиндустрию на цензуре не вырастишь, поэтому подошло к этому процессу основательно. Результаты не заставили себя ждать: в 2001 году доля национальных фильмов увеличилась с 23% до 50%, а количество кинозалов увеличилось в три раза.
Сейчас корейское правительство продолжает активно поддерживать и развивать свой кинематограф. Не только для того, чтобы угождать обществу: в Голубом доме давно признали, что развитие арт-рынка — это экономически выгодный курс для страны. Вот и на сегодня, как передает Korea JoonAng Daily, известно, что правительство сформировало инвестиционный фонд «Стратегический фонд медиа K-контента», в который вложило 454 млн долларов на поддержку отечественного контента. В список вошли фильмы и дорамы тоже.
Кадры со съемок фильма «Ведьма», 2018 /Кинопоиск
А еще в Республике существует открытая электронная база киносценариев — прислать работу может каждый желающий, которая впоследствии может быть куплена режиссерами или кинокомпаниями. Для южнокорейских авторов это — большая возможность выйти не только на авансцену киноискусства, но и выучиться на сценариста: авторы лучших сюжетов ежегодно отправляются на бесплатное обучение.
Кроме правительства, в развитии кино участвуют частные организации: так, в 1992 году одной из первых компаний, решившей вложить средства на производство комедии «Свадебная история», стала Самсунг. А по сей день в стране проходят ежегодные международные и местные фестивали, организуемые комитетами. Самые известные — Пусанский (BIFF) и Сеульский (Alt Cinema & Media) международные фестивали, а также Сеульский фестиваль независимого кино (SIFF). Показ кинокартин, конкурсы и награды, а главное — возможность представить свои работы и быть замеченным. Вот что значит кино для корейского общества.
Корейские дорамы: утопия или правдивая реальность?
Дорамы — сериалы, выпускаемые в Восточной Азии, заполучили любовь всего мира во время «корейской волны». Почему так произошло и как они изменили язык кино — разбирались вместе с кинокритиком
Читать далее
Синтез жанров и форм
Развитие и поддержка киноиндустрии, конечно же, породила высокую конкуренцию среди режиссеров и сценаристов. Каждый хочет, чтобы его фильм стал лучшим в прокате, получил награды и зрительские симпатии. Эта бешеная гонка за первые места ненароком побудила авторов кино экспериментировать. С чем? Да вообще со всем: и с жанром, и с сюжетом, и даже с форматом съемки. К примеру, в дораме «Она разная днем и ночью» мелодрама переплетается с детективными элементами, в «Игре в кальмара» напряжение сбрасывается комедийными приемами и фразами.
Кадр из дорамы «Игра в кальмара», 2021
Но главное — режиссеры экспериментируют со смыслами. Авторов кино интересует то, как человек ощущает себя в трудных обстоятельствах и выбирается из них. Поэтому в каждую сцену закладывается иллюстративный подтекст: в дораме «Демон» расцветает вишня, когда главный герой пребывает в счастье, а в «Паразитах» дом семьи авантюристов Ким затапливает дождевой водой, в то время как семья Пак безмятежно празднует свое очередное участие в национальном празднике; это наводнение знаменует тяжесть классовой борьбы.
Кадр из фильма «Паразиты», 2019
Такой синтез редко встречается в российском, американском и европейском кино, где все режиссеры и сценаристы строго следуют классическим правилам. Но только не в Корее. Дорамы и полнометражные картины одаривают новым дыханием за счет оригинальности, самобытности, проработанных персонажей и сюжета, пропитанного ненавязчивым глубоким подтекстом. Кстати о нем.
О робкой любви и социальных проблемах
Как мы уже упоминали, режиссеры и сценаристы в своих работах часто поднимают острые социальные проблемы: классовое неравенство, высокая конкуренция, лицемерие и равнодушие большинства, вера в ложные стереотипы, разногласия в семье и недоверие окружения.
Конечно, многие из тем близки и понятны среднему корейскому гражданину, которому также как и герою с экрана, приходится много работать, выискивать перед начальством, усердно учиться и не перечить родителям, чтобы заслужить право на счастливую жизнь по всем южнокорейским канонам. Однако, как ни странно, такую схожесть открыли для себя зрители из других стран: в мире тоже есть люди, по уши погрязшие в долгах, подобно Сан Ки Хуну; или молодые люди, которые, как и Юн Чон У из «Незнакомцев из ада» (2019), вынуждены жить в разваливающихся общежитиях, терпеть оскорбления со стороны начальства и сталкиваться с кризисом в отношениях с любимым человеком.
Кадр из дорамы «Незнакомцы из ада», 2019
А еще корейский кинематограф много говорит любви — причем именно манера, в которой режиссеры ведут диалог, привлекает зрителей со всего мира. В дорамах и фильмах любовь всегда показана как невинное и робкое чувство, которое постепенно нарастает темп. Постельных сцен на второй минуте после знакомства героев нет (кстати, это объясняется не только менталитетом корейцев, но и законами, которые ограничивают возможности режиссеров), бессмысленных клишированных диалогов. Часто первый поцелуй героев зритель видит только в последних сериях или минутах фильма. Страсть заменяют прогулки рука об руку, знаки внимания и разговоры. Милота и только.
Кадр из дорамы «Токкэби» или «Демон», 2016
Поэтому в дорамах парень главной героини действительно оказывается заботливым и благородным, а лучший друг — понимающим и преданным.
Почему «Токкэби» — одно из лучших повествований о любви?
Вместе смотрим популярную корейскую фэнтези-дораму (2016-2017 годов) с философским подтекстом
Читать далее
Каст в корейском кино как обложка глянцевого журнала
Кино в Корее — это не только про смыслы, но еще и про бренд, который должен быть привлекательным для своих и зарубежных зрителей. А если учесть, что в стране в принципе давно существует культ красоты (из-за него на работу могут не взять человека неприятной наружности), все встает на свои места: если мужчины — ухоженные и накаченные, то девушки — худые и очаровательные.
Кадр со съемок дорамы «История девятихвостого лиса», 2020
У полнометражного кино есть, конечно, свои исключения (например, те же «Паразиты» или «Олдбой»), но в случае с дорамами это — золотое правило: идеальная кожа, аккуратная прическа, стильный вид. Вспомнить хотя бы десятку знаменитых актеров — все они как на подбор красавцы: Ли дон Ук, Гон Ю, Ли Джон Сок, Ли Мин Хо, Ли Джун Ги. То же самое можно сказать об актрисах.
Ли Джун-ги, кадр из дорамы «Алые сердца Коре», 2016
Кроме того, для съемок дорам режиссеры часто подбирают атмосферные и живописные локации: то берег моря, то цветущий парк…даже сцена на игровой площадке в дораме
«Девушка, которая любит играть», выглядит романтично! Такая картинка создает обстановку, в которой каждый, пожалуй, захотел бы оказаться. Прогулки с возлюбленным, уединение с природой, свежий душистый воздух…И даже если героев одолевают проблемы, зритель знает, что в конце все обязательно закончится хеппи-ендом.
«Игра в кальмара» и не только: какие 5 дорам выйдут до конца 2024 года
И почему их стоит смотреть — спойлер: некоторые сериалы уже вышли на экраны! Рассказывает Эля Санина, г. Воронеж
Читать далее
Соавтор и редактор: Кристина Евдокимова
Разбор от Виктории Цапулиной, СПбГУ, г. Санкт-Петербург