Весной мы делали материал про то, как старшекурсники МГТУ им. Н.Э. Баумана сделали из заброшенного помещения Молодежный инженерный центр. Этот случай – не единственный: в СПбГУ такой клуб тоже есть. И называетя он «Проектная мастерская». Ему совсем немного лет, но студенты оттуда уже развивают передовые технологии, сотрудничают с «Газпром-нефтью» и ведут проекты в Росатоме. Как у них это удается, узнали у создалетя мастерской Валентина Ершова.
Рабочий стартап
Движение «Проектная мастерская» в СПбГУ началось еще в 2018 году: компания студентов поучаствовала в конкурсе Start-Up: придумали, как с помощью нейросети анализировать содержание различных компонентов в жидкостях. Несмотря на то что конкурс они не выиграли, их позвали как исполнителей в похожий проект — нужно было доработать технологию. Для этого требовались место и средства — так и родилась «Мастерская».
Помещение ребятам предоставил Научный парк СПБГУ в Ресурсном центре прикладной аэродинамики (сегодня — называется Центр исследования экстремальных состояний материалов и конструкций). Помогали директор Института химии Ирина Балова, проректор по научной работе Сергей Микушев, представители студсовета и многие другие – но большую часть студенты организовали сами.
В приоритете - химия
Есть и общегуманитарный кружок, где обсуждаются вопросы истории, философии, экономических учений, научная фантастика – например, братья Стругацкие и Ефремов.
Технологии для каждого
Экосистема инклюзивна и работает над проектами для людей с особенностями. Например, сейчас ребята трудятся над умным домом для людей с ограниченными возможностями. Консультирует студентов незрячий человек. Его особенности не мешают ему программировать и курировать других ребят.
Большое внимание уделяется и психологической составляющей – например, люди в каждую команду подбираются так, чтобы они дополняли друг друга по трудовой мотивации и личным качествам. Такие методы участники мастерской позаимствовали у известного российского социолога Владимира Герчикова и основателя международной консалтинговой компании Ицхака Адизеса.
О научной карьере в Мастерской тоже не забывают. Например, там выработали критерии хорошего научного руководителя - как банальные вещи типа уважительного общения, научных регалий и интереса к своему направлению и науке в целом, так и разные потребности студентов: например, на первых курсах бакалавриата и при выпуске из магистратуры научник должен выполнять разные цели: в бакалавриате важнее научиться базовым вещам, а в магистратуре – выбрать сильное направление для будущей работы или научной деятельности.
Система Проектной мастерской даёт свои плоды: только за прошлый учебный год ребята оттуда победили в соревновании стартапов от «Газпром-нефти», в десяти конкурсах «Студенческий стартап», что принесло им по 1 млн. от Фонда Содействия инновациям на каждую из разработок, и взяли грант по программе поддержки талантливой молодёжи УМНИК на 500 тысяч рублей. Один из воспитанников Мастерской ведёт собственный проект в Росатоме, а сами ребята недавно прошли в финал акселератора образовательных проектов Росатома «Миссия: таланты».