Школьная травля - проблема, с которой борются уже на протяжении многих лет. Причем не только во всем мире, но и в России.
В прошлом году образовательный центр MAXIMUM Education выяснил, что каждый второй школьник сталкивается с травлей в школе. Причем, каждый второй опрошенный был жертвой, а 37% были свидетелями буллинга. И чаще всего, следует из опроса, случаи агрессии возникают в средней школе.
Разговоры о том, как бороться с этим широкомасштабным явлением, поднимались уже не раз. О результате последнего из таких стало известно в октябре 2022 года, когда законопроект о борьбе со школьным буллингом был готов к внесению в Госдуму. Тогда предполагалось, что помимо единой программы профилактики травли будут и единые форматы санкций для провинившихся - например, выговоры и отчисления для школьников. А для школ - штрафы. Пока новостей о том, на каком этапе рассмотрения находится законопроект, не было.
Однако появилась новость о другом способе борьбы со школьной травлей. Так, сообщают Риа Новости, Член комитета Госдумы по просвещению Анна Скрозникова предложила ввести “Индекс дружелюбия школ”, чтобы определять, в каких учреждениях буллинг есть, а в каких - нет.
Формироваться и составляться такой индекс будет за счет анонимных опросов, которые предлагают проводить ежегодно. Собирать такие данные, как уточняется в запросе, было бы возможно через “Госуслуги” или “Моя школа”. На основе результатов этого индекса в школы будут направляться психологи для работы с группами учащихся и учреждениями.
О том, насколько данная инициатива поможет в борьбе со школьной травлей, и каким должен быть “Индекс дружелюбия”, мы поговорили с Анной Макарчук - директором Центра толерантности, который разработал антибуллинговую программу “Каждый важен”, адресованную не только школьникам, но и педагогам c родителями.
Да будет в школах мир? ... или перемирие?
О школьных службах примирения спросили у Натальи Путинцевой
По мнению Анны Макарчук, Индекс дружелюбия - довольно привлекательная идея, которая поможет школе не только сфокусировать внимание на безопасности школьников. Но и с помощью этого предложенного показателя можно будет отследить, как обстоят дела с психологическим климатом в учреждении - а это очень важный фактор:
Мне кажется, эта инициатива довольно позитивна, потому что она позволит сфокусировать внимание школы на необходимости обеспечения безопасности среды, введения того, что не контролируется - не выполняется. Сейчас родители, выбирая школу, руководствуются массой разных рейтингов. И мне кажется, что одной из составляющих, которую нужно принимать во внимание, должен быть психологический климат в школе, числовым выражением которого и может стать тот самый Индекс дружбы, который предлагается рассчитывать посредством опроса.
Анна Макарчук, Директор Центра толерантности ЧУК "Еврейский музей и Центр толерантности"
В то же время, если с помощью такого Индекса выяснится, что в той или иной школе есть проявления буллинга, то важно понимать, как эта информация будет использоваться. И в таком случае, как считает Анна, Индекс прежде всего должен помогать разрешить проблему, а не наказывать школу за нее различными санкциями, будь то штрафы или увольнения.
Принимая решение о роли такого опроса, очень важно понимать, каким образом будет использоваться информация индекса контролирующими органами. Будет очень плохо, если низкий индекс дружбы станет основанием для санкций, увольнений, выговоров и так далее. Но будет здорово, если он же станет основанием для того, чтобы помочь школе справиться с проблемой.
Анна Макарчук, Директор Центра толерантности ЧУК "Еврейский музей и Центр толерантности"
Однако не только Анна Макарчук считает такую инициативу позитивной, но еще и сами учащиеся. Так, например, Ульяна Белова, ученица 11 класса из города Миасс, рассказала ПУ, что была бы рада введению такого Индекса, потому что и сама ранее была жертвой школьной травли:
Изображение взято с freepik.com
Проблемы в школьном образовании: рассказывают сами ученики
О том, какие проблемы вывел самостоятельный опрос, рассказывает юнкор ПУ Давид Купеев
По задумке Индекс формируется за счет анонимных опросов. Вот только правда в том, что не каждый школьник-жертва согласится признаваться в том, что подвергается травле. А значит, понимание того, как на самом деле обстоят дела с буллингом в той или иной школе, будет искаженным. Так же считает ученица 11 класса Ульяна Белова:
Конечно не сможет. Некоторых буллят настолько сильно, что они боятся даже родителям об этом рассказать. Но все индивидуально. Уверена, у кого нибудь обязательно хватит смелости рассказать, и этим ребятам помогут.
Ульяна Белова, ученица 11 класса
Об этой же тенденции среди жертв травли говорит Анна Макарчук - действительно дети-жертвы часто скрывают факт того, что в школе они подвергаются издевательствам. Именно поэтому к вопросу о том, какой должна выглядеть анкета, следует подойти профессионально и ответственно. И у эксперта есть собственное видение того, каким может быть анонимный опрос:
Фото:"Москвич", https://tinylinks.ru/fei
Фото:"Москвич", https://tinylinks.ru/fei
Фото:"Москвич", https://tinylinks.ru/fei
Как бороться с буллингом?
Мы узнали у Анны Макарчук, что нужно делать, чтобы побороть школьную травлю? Список действий оказался не маленьким. Для начала скажем, что бороться с буллингом придется всем вместе: и учителям, и родителям, и школьникам. И даже помощь администрации школы пришлась бы кстати.
Дальше самая большая ответственность лежит на плечах педагога и родителей - они "договориться между собой и встать в позицию сотрудничества, а не взаимных обвинений". И, как отмечает эксперт, "этот шаг является самым сложным."
А как быть педагогу, который узнал о травле? Ему, по словам Анны, важно заявить о своей бескомпромиссной позиции неприятия травли, назвать вещи своими именами. И при этом педагогу важно быть не в обвиняющей позиции, а это, продолжает эксперт, "очень тонкая грань."
Фото: "Москвич", https://tinylinks.ru/fei
Фото: "Москвич", https://tinylinks.ru/fei
Проделав эти шаги, можно уже переходить к системным действиям. Например, у педагога есть несколько вариантов: он может использовать как материалы программы “Каждый важен” Центра Толерантности. Один из таких - "Справочник лучших интерактивных педагогических практик в области профилактики ксенофобии и экстремизма в молодежной среде". Так и прибегать к другим антибуллинговым мерам: например, обратится за помощью к школьному психологу, администрации школы.
А родителям и школьникам - агрессорам, жертвам и свидителям - рекомендуем ознакомиться с памятками, предоставленные ПУ Центром Толерантности:
Памятка №1: Когда ребенок - инициатор буллинга - https://cloud.mail.ru/public/KBVM/eYFMct3xV
Памятка №2: Когда ребенок - свидетель буллинга - https://cloud.mail.ru/public/nBGA/AMCQjeuH8
Памятка №3: Когда ребенок - жертва буллинга - https://cloud.mail.ru/public/yVn1/RLBsk8Bbw
Как продолжает Анна Макарчук, самое важное в борьбе с травлей - не молчать о проблеме. "Чем менее она будет скрытой, тем больше шансов нормализовать ситуацию", - подчеркивает эксперт.