В среду, 6 декабря, Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях
закон о запрете телефонов на школьных уроках. А также о введении обязательных уроков труда - они будут вестись отдельным предметом с 1 сентября 2024 года. Сообщается, что
закон вступит в силу с момента его официального опубликования.
Теперь школьники могут забыть о том, чтобы посидеть в телефоне, пока Марья Ивановна объясняет тему урока, погуглить ответы на контрольной или поиграть в игры. Конечно, и раньше этого делать было нельзя: еще перед началом 2022/2023 учебного года глава Минпросвещения, Сергей Кравцов сообщал, что в школах мобильники запрещены. Но за исключением этого случая, запрет был, что называется, негласный, а отныне - официальный.
Разбираемся, о чем гласит новый закон и что о нововведении думают учителя и ученики.
ЗАКОН О ЗАПРЕТЕ ТЕЛЕФОНОВ: почему его ввели, что он разрешает и запрещает?
О том, чтобы ввести этот закон, депутатов настоятельно просили родители и учителя. Причина вполне ясная: телефоны мешают учиться школьникам, потому что отвлекают. Депутаты увидели в этом нововведении и другую пользу: запрет, по мнению Вячеслава Володина, председателя Госдумы, повысит авторитет учителя, поможет развить “живое общение”, в классах. Ну и соответственно - “повысит качество образования наших детей”.
Изначально законопроект предполагал, что школьники смогут пользоваться телефонами на уроках для учебы: например, воспользоваться теми же QR-кодами, которыми забиты последние страницы нового учебника истории для старших классов, или интерактивной картой. Однако родителей и учителей такой подход не воодушевил - посыпались сотни писем, в которых авторы просили ужесточить меру.
Мы получили такой шквал писем от родителей! Мне лично за одну неделю пришло свыше 200 писем. Родители требовали ужесточения запрета.
Яна Лантратова, первый зампредседатель комитета Думы по просвещению.
Правила изменили - они стали строже: теперь школьники могут воспользоваться телефонами только тогда, когда возникает угроза жизни или здоровью их, учителей, а также других работников школы. Или в иных экстренных ситуациях.
Можно ли использовать телефон на переменах, в законе не упоминается. Вместо ответа на этот вопрос - лаконичная формулировка: «не пользоваться средствами связи во время проведения учебных занятий».
Фрагмент из закона. Полностью вы можете ознакомиться с ним, перейдя по ссылке: https://sozd.duma.gov.ru/bill/470837-8
«И что теперь - сдавать в коробочку?», - возмущенно спросите вы. Нет: по словам Яны Лантратовой, забирать телефоны у школьников никто не будет. Они могут их хранить как в рюкзаке, так и в «ящичке».
Но вообще-то…может быть, и в коробочку. Поскольку, по словам того же депутата изданию «Подъем», решить, как будет применяться этот запрет, может «родительское собрание совместно с педагогами».
ЗАПРЕТ ТЕЛЕФОНОВ НА УРОКАХ: учителя “за”, но есть уточнения
Анна Юрьевна Бабенко, учительница начальных классов (г. Россошь, Воронежская область) всецело “за” введение закона. По ее мнению, конкурировать учителю, пусть даже одному из лучших в своем деле, трудно с мобильными играми, которым так увлечены дети.
Позицию Анны Юрьевны разделяет также Мария Сергеевна Исаева, учительница информатики (г. Рузаевка, республика Мордовия). И добавила: «В школе, которой я работаю, давно запрещены телефоны, что положительно сказывается на образовательном процессе».
Обычно дети играют в телефоне во время перемены и, не успев это доделать, продолжают во время учебного процесса, учителю приходится делать замечания и прерывать урок. Таким образом дети, использующие телефоны, мешают другим учиться и сами не усваивают знания. Принятый закон позволит изменить эту ситуацию.
Мария Исаева о том, поможет ли нововведение улучшить дисциплину
А вот Ирина Сергеевна Бутыркина (п. Новосергиевка, Оренбургская область), преподавательница английского языка, хотя и разделяет позицию профессиональных коллег, но отмечает: запрет не приведет к тому, что все дети станут лучше учиться. Потому что для успешной учебы важны еще другие характеристики.
Запретить телефоны, чтобы улучшить дисциплину в классе - вполне еще весомый аргумент. Но запретить телефоны даже в образовательных целях - с этим не соглашались даже некоторые депутаты. Например, депутат из фракции ЛДПР Алексей Журавлев отметил РГ, что «В век цифровизации, наоборот, оснастить бы все классы компьютерами, а программу построить так, чтобы у школьников просто не было возможности отвлекаться, превратив, так сказать, минус в плюс».
У учителей на этот счет сложились разные точки зрения. Анна Бабенко полагает, что преподаватель может обойтись и без телефона, Мария Исаева считает, что использовать в образовательных целях телефоны можно. А Ирина Бутыркина отметила: использование мобильников в учебе не можно, а нужно - подтверждает это уверенная практика. Тем более если учитывать, что не все школы страны полностью оснащены той техникой, что обошла закон.
МНЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: одни - “за”, другие - против, третьи - сохраняют спокойствие
А вот школьники к новому закону отнеслись по-разному: одни поддерживают нововведение, другие считают его бессмысленным. Но несмотря на разногласия, сошлись они в одном: тому, чтобы учиться лучше и не отвлекаться на уроках, закон о запрет телефонов точно не поможет.
Я отношусь к запрету нейтрально, так как в школе телефоном толком не пользуюсь. Но мне кажется, это не поможет улучшить дисциплину: некоторые дети все равно будут проносить вне зависимости от правил. Многим просто не интересно то, что и как преподают учителя.
Каролина Тищенко (п. Дубовое, Белгородская область)
Я отношусь к этому спокойно , так как по сути в основных белгородских школах телефоны запрещены уже пару лет , особенно это активно использовалось в период карантина, когда мы учились без перехода между кабинетами. Мы сдавали телефоны на время уроков, их убирали в специальный сейф. Поэтому для меня это не новость.
Решение в принципе правильное, если смотреть с Позиции школы и учебы. Но с позиции подростка - нам хочется общаться и в сети, иногда банально нужен доступ к информации. Опять же, может быть это снизит количество детей, живущих в виртуальном мире? И будем больше общаться и читать ?
Насчет дисциплины - вопрос спорный: нет ничего удобнее детей, молча сидящих в телефоне, а не бегающих на перемене сломя голову. А насчет знаний , наверное, да - больше ответственности будет готовиться к урокам. Потому что будет понимание, что интернета и Алисы рядом не будет.
Елизавета Жукова (г. Белгород)
Отношусь негативно и считаю это неправильным. У школьников должна быть связь с внешним миром на постоянной основе. К тому же, им нужно чем-то заниматься на переменах.
И запрет не повлияет на успехи в учебе, дисциплину: если у учеников изначально нет заинтересованности в предмете, то они и без телефона будут отвлекаться. Начнутся разговоры на уроках, вечные выходы в туалет, чтобы погулять по школе и так далее. Лучше уж они будут тихо сидеть в телефонах, чем срывать уроки разговорами между собой.
Не думают, что теперь школьники перестанут носить телефоны, пользоваться ими. Сейчас почти у каждого школьника есть по несколько телефонов и они умеют их прятать. Пользоваться будут, но уже с осторожностью.
Ульяна Белова (г. Миасс, Челябинская область)
Думаю, это скорее правильное решение. Во-первых, телефоны, действительно, довольно сильно отвлекают во время занятий. Во-вторых, имея доступ в Интернет, дети часто используют телефоны во время контрольных и тестов, что не позволяет ни им самим, ни тем более их учителям определить реальный уровень знаний.
Однако вряд ли из-за введенного закона дисциплина кардинально улучшится. У школьников есть множество других способов отвлечься от урока: пообщаться с одноклассниками, сделать домашнюю работу по другому предмету или просто заняться своими делами. Но введенная мера может стать неплохим шагом в сторону усиления дисциплины (конечно, при условии реального соблюдения новых правил).
Важно помнить, что проблема далеко не только в телефонах. Многое зависит от педагога, от программы, от окружающего ребенка контингента.
Будут ли ребята действовать новым правилам или нет - это зависит от тщательности контроля за школьниками и наличия санкций в случае невыполнения правил. Если нет ни того, ни другого, то любой школьник может очень просто «обойти» закон: принести второй телефон, который можно сдать вместо своего основного телефона.
Мария Пархоменко (г. Москва)
ТЕЛЕФОНЫ ЗАПРЕТИЛИ. А МОЖНО БЫЛО КАК-ТО ИНАЧЕ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ?
Понятно, что теперь решения не изменить: закон приняли, а значит с момента опубликования его, школьники должны придерживаться новых правил. Но всегда у всех - несогласных и недоумевающих, поддерживающих и одобряющих - ненароком возникает вопрос: а можно ли было как-то иначе? Можно ли было пойти другим путем, который не был рассмотрен ни родителями, ни учителями, ни депутатами?
У учителей ответа на этот вопрос не нашлось. Вопрос дисциплины и лучшей успеваемости в школе можно решить только одним способом: запретить телефоны, и все тут. Хотя, если учитывать мнение школьников о том, что им и без телефонов на уроке скучно, возможно, ответ все-таки есть. Но оправдан ли он в глазах остальных? Вопрос - для размышлений.
Однако учителя не видят ничего плохого в том, что именно в школе ребята побудут без телефонов - на замену им есть другие способы интересно провести время на той же переменке. Например, Анна Бабенко увлекает своих учеников различными играми, а Ирина Бутыркина отмечает, что оставлять мобильники всегда можно в специальных боксах, которые есть в некоторых школах.
Фото на обложке: Иван Яриванович, sb.by